Воспитательный час «900 ДНЕЙ АДА»

Цель мероприятия:

— воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.

Задачи:

— привлечь внимание к нашей Родине.

— воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

— расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.

Оборудование: ноутбук, акустические колонки, мультимедийный проектор, наглядности, презентация «900 дней ада».

Ход мероприятия:

Слайд 1

Чтец 1.

« Опять война, опять блокада…»

Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.»

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна!

Слайд 2. «22 июня 1941 г.» — видео «Начало войны»

Слайд 3. «8 сентября 1941г. – начало блокады Ленинграда»

Ведущий 1.

Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий «Север», общей численностью 500 тысяч человек. Им поручалось уничтожить части Красной армии, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда.

Чтец 2.

На Ленинград
Обхватом с трёх сторон
Шёл Гитлер силой 40 дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон
Не приостановил ни на мгновение
Он сердца ленинградского биение.
И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов 
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам, 
А третий, Голод, шёл за ними следом.

Слайд 4. Блокада Ленинграда.

Ведущий 2.

На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.

Слайд 5, 6. «В Ленинграде жуткий голод»

Ведущий 3.

10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней. Почти отсутствовали картофель и овощи.

Ведущий 1.

С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Весь скот, имевшийся в колхозах и госхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке.

Чтец 3.

 

Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.

 

То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое «живем!».
Не дремлет город осажденный

Слайд 7. «Дорога Жизни»

Ведущий 1.

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация — по Ладожскому озеру. Так начала действовать блокадная «артерия» Ленинграда, которую народ назвал «Дорогой жизни».

По ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы и продовольствия. Каждый рейс по озеру был подвигом.

Чтец 4.

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны! Он спасёт

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре  —

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

Слайд 8 «125 блокадных грамм»

Ведущий 1.

Эта цифра — «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» — навсегда останется одним из символов блокады. В Ленинграде начался голод.

В пищу шло все. Первыми были съедены домашние животные. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера. Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем не сравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.

Ведущий 2.

«…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идешь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они умерли, а завтра я».

Ведущий 3.

Деньги были, но ничего не стоили. Ничто не имело цены: ни драгоценности, ни картины, ни антиквариат. Только хлеб и водка — хлеб чуть дороже. В булочные, где выдавались по карточкам дневные нормы, стояли огромные очереди.

Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды — теперь ее можно было брать только из Невы.

Ведущий 1.

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.

Чтец 5.

Да, мы не скроем: в эти дни

мы ели клей, потом ремни;

но, съев похлёбку из ремней,

вставал к станку упрямый мастер,

чтобы точить орудий части,

необходимые войне.

Но он точил, пока рука

могла производить движенья.

И если падал — у станка,

как падает солдат в сраженье.

Показ видеосюжета «Блокада Ленинграда. Тяжелые испытания»

Слайд 9. «Дети Ленинграда»

Ведущий 1.

Хуже всего приходилось детям. В осажденном городе продолжали работать 39 школ. Даже в таки жутких условиях дети учились. Это был подвиг. В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах… Дети шатались от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе. Когда умирают взрослые — это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них — даты. Шесть страниц — шесть смертей.

Ведущий 2.

«28 декабря 1941 года Женя умерла…

Бабушка умерла 25 января 1942-го.

17 марта — Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая — дядя Лёша, мама — 15 мая.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

Ведущий 3.

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.

Показ видеосюжета «Дети войны»

 

Чтец 6.

 

Елена Рывина

…И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.

Без води, без тепла, без света.
День похож не черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?

Умирали — и говорили:
— Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.

Слайд 10. «Город и его борьба»

Ведущий 1.

Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт.

В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет

Ведущий 2.

2 июля 1942 года в Ленинград на самолете с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича. Композитор начал писать ее в блокадном городе, но был эвакуирован в Свердловск из-за болезни.

Ведущий 3.

9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут «Ленинградской». Зал был полон — очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал.

7-я симфония Шостаковича

 

Чтец 7.

 

Ольга Берггольц

Ленинградский салют

…Мы помним осень, сорок первый,
прозрачный воздух тех ночей,
когда, как плети, часто, мерно
свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,
твердили, диким взрывам внемля:
— Ты проиграл войну, палач,
едва вступил на нашу землю!

А та зима… Ту зиму каждый
запечатлел в душе навек —
тот голод, тьму, ту злую жажду
на берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих
земле голодной ленинградской —
без бранных почестей, нагих,
в одной большой траншее братской?!

Но, позабыв, что значит плач,
твердили мы сквозь смерть и муку:
— Ты проиграл войну, палач,
едва занес на город руку!

Какой же правдой ныне стало,
какой грозой свершилось то,
что исступленною мечтой,
что бредом гордости казалось!

Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!

Слайд 11. «Прорыв и снятие блокады»

Просмотр видеосюжета «Прорыв блокады»

 

Слайд 12.

 

Ведущий 2.

 

Ольга Берггольц

Ленинградский салют

…И снова мир с восторгом слышит
салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобожденный Ленинград!

Последние слова

Ведущий 1.

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение — не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти… И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное — пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Заключительная песня: «Я хочу, чтобы не было больше войны…» в исполнении воспитанников.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/27438-2/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

один × 5 =

Яндекс.Метрика