Адаптированная основная образовательная программа областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1» (далее – Программа) разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья — общим недоразвитием речи в соответствии с требованиями нормативных и иных документов:
— Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 № 1155);
— Комментариев Минобрнауки России к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28.02.2014 № 08-249;
— Письма Минобрнауки России от 07.06.2013 №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
— Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
— Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
— Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Н.В. Нищевой, допущенной к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург);
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 №26);
— Устава областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1» (далее — ОГОБУ «Детский дом №1»).
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (общим недоразвитием речи). Программа направлена на создание в ОГОБУ «Детский дом №1» социальной ситуации развития дошкольников, специальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе. Его воспитания, обучения, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса и за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели и задачи программы, принципы и подходы к формированию программы, особенности развития детей с общим недоразвития речи и планируемые результаты освоения Программы.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей с ОВЗ и включает описание коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, что обеспечивает адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ в обществе.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
–познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-
развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации коррекционно-образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации коррекционно-образовательной деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и условий;
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды;
– особенностей коррекционно-образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
– способов и направлений поддержки детской инициативы;
– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Программа также содержит развивающее оценивание достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы. Система оценивания качества реализации программы направлена в первую очередь на оценивание созданных дошкольным учреждением условий внутри образовательного процесса.
Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию и краткой презентацией программы.