Пояснительная записка
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно, и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
В младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.
Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутри личностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
В дошкольном возрасте у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Пропедевтическая работа по обучению детей правилам этикета начинается уже в детских садах. Во всех образовательных программах для дошкольников педагогам предлагается такое содержание как: воспитание у детей правил культуры поведения в общественных местах, правила общения, культурно-гигиенические правила по самообслуживанию, правила поведения за столом, при посещении гостей и пр.
Разработаны и применяются специальные методики обучения детей дошкольного возраста правилам этикета. Учитывая возрастные особенности малышей, педагоги выстраивают такую работу поэтапно:
— на первом этапе дошкольников знакомят с правилами этикета (называние правила, показ проблемных и игровых ситуаций и пр.);
— на втором этапе дети упражняются в закреплении правил культуры поведения (в играх, в разнообразной творческой деятельности, при ознакомлении с художественной литературой);
— на третьем этапе педагоги создают игровые и бытовые проблемные ситуации для проявления правил этикета детьми (проводят экскурсии и прогулки с посещением общественных мест: библиотеки, театра, стадиона и пр.);
— на четвертом этапе внимание педагогов сконцентрировано на развитии у дошкольников положительных эмоциональных переживаний по поводу выполненных ими правил этикета, что в свою очередь еще более усиливает установку на соблюдение этих правил в жизни.
Школьнику же необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У него появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.
Изучение курса «Школа этикета» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить знания школьников об этических нормах, правилах поведения.
Цель программы «Школа этикета» – ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей школьников.
Основные задачи: познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
развивать устойчивую положительную самооценку школьников.
В рамках данного курса работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль, на каждом новом витке обучения рассматриваются аналогичные вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем и проведении занятий.
Как уже было сказано, основы норм поведения дети получают еще в дошкольном возрасте. С учетом имеющегося у детей потенциала знаний и умений школьникам предлагается расширить свой опыт поведения в различных жизненных ситуациях в процессе изучения программы «Школа этикета».
Программа включает в себя 5 разделов: «Речевая культура», «Культура внешнего вида», «Культура общения», «Культура питания», «Культура поведения».
Реализация данной программы возможна через часы общения (по два занятия в месяц с 1 по 4 класс).
При разработке занятий активно используются материалы учебных предметов, прежде всего гуманитарно-художественного цикла: литературные и музыкальные произведения, история родного города, народные обычаи и традиции, знакомство с окружающей природой. Это соответствует основной задаче курса – сделать этикет как предмет связующим звеном всего учебно-воспитательного процесса.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, решения проблемных ситуаций, беседы.
По результатам изучения программы проводятся итоговые занятия с целью изучения уровня усвоения учащимися этических норм и применения их в разных ситуациях.
В программе указана литература, которую педагоги могут активно использовать при подготовке часов общения и проведения элективных курсов. Кроме того, оформлены приложения:
-
перечень правил этикета,
Ожидаемые результаты.
Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного поведения.
Программа курса «Школа этикета»
для учащихся начальной школы
(1-4 классы)
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Речевая культура 1 класс |
|||||
1 |
Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы |
1 |
|||
Культура внешнего вида |
|||||
2 |
Внешний вид. Одежда в школе и дома. О чем говорит твой портфель |
1 |
|||
3 |
Гигиена одежды и обуви. Кто опрятен – тот людям приятен |
1 |
|||
Культура общения |
|||||
4 |
Вежливая просьба, отказ |
1 |
|||
5 |
Умение говорить и слушать |
1 |
|||
Культура питания |
|||||
6 |
Поведение за столом. Столовые приборы и их назначение |
1 |
|||
7 |
Поведение в школьной столовой |
1 |
|||
Культура поведения |
|||||
8 |
Поведение в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, на концерте |
1 |
|||
9 |
Поведение в поликлинике, парикмахерской, в детской библиотеке, в магазине |
1 |
|||
Итого |
9 |
||||
Речевая культура 2 класс |
|||||
1 |
Нормы речевого общения дома, со взрослыми и младшими членами семьи. Как писать письма, записки, объявления |
1 |
|||
Культура внешнего вида |
|||||
2 |
Этикет внешнего вида ученика. В человеке должно быть все прекрасно |
1 |
|||
3 |
Искусство одеваться. Мода. Приличный и неприличный вид |
1 |
|||
Культура общения |
|||||
4 |
Правила хорошего тона, дурной тон. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми |
1 |
|||
5 |
Обращения к знакомому и незнакомому взрослому |
1 |
|||
Культура питания |
|||||
6 |
Нормы поведения за столом. Сервировка стола к чаю |
1 |
|||
7 |
Учимся управлять своими эмоциями за столом |
1 |
|||
Культура поведения |
|||||
8 |
Поведение в общественных местах. Выработка правил поведения |
1 |
|||
9 |
Нормы поведения дома. Поведение в лесу. Экология природы. Как собраться в поход |
1 |
|||
Итого |
9 |
||||
Речевая культура 3 класс |
|||||
1 |
Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону |
1 |
|||
2 |
Общение учащихся в форме спора |
1 |
|||
Культура внешнего вида |
|||||
3 |
Красота внешняя и внутренняя. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера. По одежке встречают, провожают по уму. Что нам говорят личные вещи о человеке. Красен человек статью |
1 |
|||
Культура общения |
|||||
4 |
Правила общения. Умение слушать, вежливо отказать |
1 |
|||
5 |
Этикетные выражения в ситуации поздравления. Этикет общения на празднике |
1 |
|||
Культура питания |
|||||
6 |
Поведение за столом. Сервировка стола к обеду |
1 |
|||
7 |
Правила пользования столовыми приборами. Умение вежливо попросить, вежливо отказать |
1 |
|||
Культура поведения |
|||||
8 |
Этикет прихода и ухода учащихся из школы. Этикет поведения учащихся на перемене и подготовки к уроку |
1 |
|||
9 |
Этикет на занятиях в кружках по интересам |
1 |
|||
Итого 9 |
|||||
Речевая культура 4 класс |
|||||
1 |
Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Слова-комплименты. Искусство делать комплименты |
1 |
|||
Культура внешнего вида |
|||||
2 |
О чем нам говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков |
1 |
|||
3 |
Соответствие одежды и ситуации. Деловой стиль одежды. Одежда для праздника, спорта, домашняя одежда |
1 |
|||
Культура общения |
|||||
4 |
Правила общения. Воспитанность. Этикет движений при общении |
1 |
|||
5 |
Монолог, диалог, беседа, диспут |
1 |
|||
Культура питания |
|||||
6 |
Поведение за столом. Сервировка праздничного стола. Порядок подачи блюд |
1 |
|||
7 |
Как провести праздник дома. Праздничное меню |
1 |
|||
Культура поведения |
|||||
8 |
Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях с одноклассниками и взрослыми |
1 |
|||
9 |
Учимся понимать чувства других людей. Деловой этикет |
1 |
|||
Итого |
9 |
||||
Всего |
36 |
Содержание программы
1 класс
Речевая культура
Тема 1. Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы.
Рассматриваются традиции и этикет разных народов. Учащиеся знакомятся с нормами поведения в обществе, с ответственностью за выполнение ряда обязанностей. Дети узнают правила знакомства с младшими, старшими, взрослыми. Процесс знакомства детей в классе (разнообразные приемы, игры, упражнения).
Расширение словарного запаса на заданную тему. Уместность употребления тех или иных слов в зависимости от ситуации, возраста собеседника. Использование мимики и жестов. Постановка ролевых миниатюр на заданную тему.
Культура внешнего вида
Тема 2. Внешний вид. Одежда в школе и дома. О чем говорит твой портфель.
Рассматриваются вопросы внешнего вида ученика в школе и дома. Формируются навыки бережного отношения к вещам, ухода за ними. Дети узнают правила эксплуатации портфеля, правильного расположения в нем учебных и личных вещей. Рассматриваются случаи «аварий» в портфеле и пути выхода из этих ситуаций.
Тема 3. Гигиена одежды и обуви. Кто опрятен – тот людям приятен.
Кто такой «опрятный ученик», толкование пословицы «Кто опрятен – тот людям приятен». Формируются практические навыки ухода за одеждой и обувью через знакомство с предметами и средствами ухода.
Культура общения
Тема 4. Вежливая просьба, отказ.
Вежливость – необходимое проявление общей культуры. Формируется представление о вежливости как необходимом проявлении общей культуры и об этикете как обязательных правилах поведение и речи.
Тема 5. Умение говорить и слушать.
Этикет говорящего: четкость, правильность, грамотность речи. Мимика и жесты. Этикет слушающего: умение слушать и слышать, умение выслушать говорящего. Не перебивай говорящего. Признаки общей культуры человека.
Культура питания
Тема 6. Поведение за столом. Столовые приборы и их назначение.
Об истории хороших манер. Как правильно сесть за стол. Надо ли говорить за столом. Столовые приборы и их назначение.
Тема 7. Поведение в школьной столовой.
Что такое столовая. Правила поведения в столовой. Уважительное отношение к продуктам питания. О вкусах не спорят.
Культура поведения
Тема 8. Поведение в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, на концерте.
Правила поведения в общественных местах. Вежливый диалог в общении ребенка и взрослого. Проводятся беседы о том, как вести себя в общественном транспорте, в театре, кино, цирке.
Тема 9. Поведение в поликлинике, парикмахерской, в детской библиотеке, в магазине.
Правила поведения в поликлинике, парикмахерской, в детской библиотеке, в магазине. Беседы и игры на заданную тему.
2 класс
Речевая культура
Тема 1. Нормы речевого общения дома, с взрослыми и младшими членами семьи. Как писать письма, записки, объявления.
Слова обращения в семье. Формирование уважительного отношения к бабушкам, дедушкам. Проблема, требующая особого внимания — эмоциональная окрашенность речи членов семьи. Формирование умения адекватно реагировать на обращение и замечания взрослых в семье. Расширение активного словаря ребенка. Записка и ее строение. Составляем и сами пишем записки. Письмо, его построение и содержание. Пишем письмо другу, учителю, родственникам. Как пишут поздравления. Поздравим друг друга с…
Культура внешнего вида
Тема 2. Этикет внешнего вида ученика. В человеке должно быть все прекрасно.
Ведется разговор о гармоничном сочетании одежды, обуви, прически, сумки и т.п. Подчеркивается важность личной гигиены и содержания в чистоте вещей, формируются приемы ухода за школьной формой и вещами.
Тема 3. Искусство одеваться. Мода. Приличный и неприличный вид.
Рассматриваются понятия «мода», «вкус», «обаяние», формируется мысль, что важнейшая заповедь этикета – уважение к окружающим, а хорошо выглядеть – значит проявлять внимание к тем, кто находится рядом с тобой.
Культура общения
Тема 4. Правила хорошего тона, дурной тон. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.
Приветствие – вежливое обращение. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы. Разговор со знакомым и незнакомым взрослым человеком. На занятиях дети обучаются и упражняются в употреблении форм вежливого обращения.
Тема 5. Обращения к знакомому и незнакомому взрослому.
Приветствия, вежливые обращения. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы. Разговор со знакомым и незнакомым взрослым человеком.
Культура питания
Тема 6. Нормы поведения за столом. Сервировка стола к чаю.
Правила поведения в гостях. Как принимать угощение. О вкусах не спорят. Сервировка стола к чаю. Практические занятия по теме.
Тема 7. Учимся управлять своими эмоциями за столом.
Поведение за столом среди сверстников и взрослых. Оплошности в поведении за столом в гостях и дома. Как их исправить. Уместность мимики и жестов за столом. Слова благодарности.
Культура поведения
Тема 8. Поведение в общественных местах. Выработка правил поведения.
Поведение в общественных местах. Поведение школьника вне класса. Обучение управлению своими эмоциями, развитие у детей чувства доброты, толерантности.
Тема 9. Нормы поведения дома. Поведение в лесу. Экология природы. Как собраться в поход.
Правила этикетного поведения дома. Добрые отношения в семье и к окружающему миру. Анализ собственного поведения. Вежливый диалог родителей и детей. Особенности подготовки родителей и детей к походу на природу. Правила поведения на природе: в лесу, парке, на водоеме и др.
3 класс
Речевая культура
Тема 1. Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.
Роль слова в жизни человека. Слово веселит, огорчает, утешает, передает настроении и создает его у окружающих. Неповторимая окраска голоса. Обращение. Правила приличия. Учимся слушать и слышать. Как и когда разговаривать по телефону.
Тема 2. Общение учащихся в форме спора.
Как вести беседу. Эмоциональная окраска речи, ее виды и уместность в зависимости от ситуации. Как вести беседу с ровесниками и взрослыми. Дай собеседнику полностью высказаться. Формирование умения анализировать предмет и причину спора, конфликта. Найди в конфликте смешную черточку. Тренинг эмоций с помощью разнообразных упражнений, ролевых миниатюр, советов психолога.
Культура внешнего вида
Тема 3. Красота внешняя и внутренняя. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера. По одежке встречают, провожают по уму. Что нам говорят личные вещи о человеке. Красен человек статью.
Дети узнают, что одежда – неотъемлемая часть нашей индивидуальности, она может многое сказать о характере, темпераменте и привычках человека. Знакомство с понятием «имидж». Меняться своей одеждой и личными вещами с друзьями – это нормально? Разговор о значении физической культуры и спорта для осанки и внешнего вида человека.
Культура общения
Тема 4. Правила общения. Умение слушать, вежливо отказать.
Этикет слушающего. Мимика, жесты. Этикет эмоций. Умение не перебивать, вежливо отказать. Обращение по имени-отчеству.
Тема 5. Этикетные выражения в ситуации поздравления. Этикет общения на празднике.
Юбилеи и праздники. Поздравления с юбилеем и праздником. Разговор с гостями, совместные занятия. Этикет общения на празднике. Место шутки и юмора.
Культура питания
Тема 6. Поведение за столом. Сервировка стола к обеду.
Встречаем гостей. Сервировка стола к обеду. Совершенствуем умение пользоваться разными видами ножей. Практические занятия по теме.
Тема 7. Правила пользования столовыми приборами. Умение вежливо попросить, вежливо отказать.
Повторение изученного на предыдущих занятиях. Сервировка стола (работа в группах и парах), тренинг по практическому использованию столовых приборов.
Культура поведения
Тема 8. Этикет прихода и ухода учащихся из школы. Этикет поведения учащихся на перемене и подготовки к уроку.
Подготовка к школе. Соблюдение режима времени. Правила поведения во время школьной перемены вне класса. Игры на перемене.
Тема 9. Этикет на занятиях в кружках по интересам.
Выбор кружка, правила поведения детей во время работы в кружках. Отношения между руководителем кружка и учащимися.
4 класс
Речевая культура
Тема 1. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Слова-комплименты. Искусство делать комплименты.
Из истории этикетных выражений и комплиментов. Что такое комплимент. Умение делать и принимать комплименты: и в этом нужна мера. «Давайте говорить друг другу комплименты…»
Культура внешнего вида
Тема 2. О чем нам говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков.
Рассматриваются понятия «женственность» и «мужественность», значение мелких деталей в создании имиджа, стильные штучки, их место и время. Свой стиль. Одежда поддерживает уверенность в самом себе.
Тема 3. Соответствие одежды и ситуации. Деловой стиль одежды. Одежда для праздника, спорта, домашняя одежда.
Из истории одежды и костюма. Соответствие одежды и погоды. Одежда для работы и дома. Мы идем на праздник
Культура общения
Тема 4. Правила общения. Воспитанность. Этикет движений при общении.
Отношения в классе. Одноклассники. Параметры общения: уважительный тон, умение не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать и слышать.
Тема 5. Монолог, диалог, беседа, диспут.
Обучение строится с целью уточнения смысла и цели вежливого речевого обращения одного человека к другому и употреблению вежливых слов в разных ситуациях.
Культура питания
Тема 6. Поведение за столом. Сервировка праздничного стола. Порядок подачи блюд.
Еще раз о правилах поведения за столом. Особенности сервировки праздничного стола. Салфетки, сопутствующие украшения. Гармония в оформлении праздничного стола.
Тема 7. Как провести праздник дома. Праздничное меню.
Праздники дома для детей и взрослых. Как провести праздник дома. Праздничная сервировка стола. Праздничное меню. Если в меню птица и рыба…Тренинги в группах и парах.
Культура поведения
Тема 8. Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях с одноклассниками и взрослыми.
Что такое «конфликтная ситуация». Проявление настроения у добрых и злых людей. Изменчивость настроения, способы управления и регуляции настроения, управление своими эмоциями в конфликтных ситуациях с одноклассниками и взрослыми. Знакомство со способами снятия напряжения.
Тема 9. Учимся понимать чувства других людей. Деловой этикет.
Обучение пониманию чувств, переживаемых другими , формирование навыков социального поведения. Деловое общение и отношение школьников к одноклассникам и взрослым. Формирование адекватных форм поведения и коммуникативных навыков. Формирование дружелюбного отношения к окружающим, адекватной самооценки.
Приложение
Правила этикета для младших школьников
Речевая культура
-
Не повышаем голос и не кричим.
-
Вежливо разговариваем со взрослыми и между собой.
-
Не говорим друг другу плохие слова.
-
Не забываем здороваться и прощаться.
-
Больше читаем, обогащаем свой словарь.
Культура внешнего вида
-
Ежедневный деловой стиль одежды в школе.
-
Сменная обувь должна быть обязательно. Входя в школу, обязательно переодеть сменную обувь.
-
Прическа должна соответствовать деловому стилю одежды.
-
Будь опрятен. «Кто опрятен – тот людям приятен».
-
«Содержи в порядке книжки и тетрадки».
Культура общения
-
Мы доброжелательно относимся друг к другу. Здороваемся.
-
Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.
-
Улыбаемся. Не ходим с хмурыми лицами.
-
Обращаемся друг к другу по имени.
-
Учимся понимать чувства других людей.
-
«Встречают по одежке, провожают по уму».
Культура питания
-
Мойте руки перед едой.
-
Когда я ем, я глух и нем.
-
О вкусах не спорят.
-
В столовой убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.
5.Пользуйся столовыми приборами по назначению.
Культура поведения
-
В школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные дети.
-
Бережем то, что помогли приобрести наши родители. Не раскрашиваем стены, стенды, таблички и т.д.
-
Постарайтесь не опаздывать никогда и никуда.
-
Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.
-
Ведем себя культурно.