Дополнительная образовательная программа «Школа этикета»для учащихся 1-4 классов

Пояснительная записка

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно, и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.

В младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.

Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутри личностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

В дошкольном возрасте у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Пропедевтическая работа по обучению детей правилам этикета начинается уже в детских садах. Во всех образовательных программах для дошкольников педагогам предлагается такое содержание как: воспитание у детей правил культуры поведения в общественных местах, правила общения, культурно-гигиенические правила по самообслуживанию, правила поведения за столом, при посещении гостей и пр.

Разработаны и применяются специальные методики обучения детей дошкольного возраста правилам этикета. Учитывая возрастные особенности малышей, педагоги выстраивают такую работу поэтапно:

— на первом этапе дошкольников знакомят с правилами этикета (называние правила, показ проблемных и игровых ситуаций и пр.);

— на втором этапе дети упражняются в закреплении правил культуры поведения (в играх, в разнообразной творческой деятельности, при ознакомлении с художественной литературой);

— на третьем этапе педагоги создают игровые и бытовые проблемные ситуации для проявления правил этикета детьми (проводят экскурсии и прогулки с посещением общественных мест: библиотеки, театра, стадиона и пр.);

— на четвертом этапе внимание педагогов сконцентрировано на развитии у дошкольников положительных эмоциональных переживаний по поводу выполненных ими правил этикета, что в свою очередь еще более усиливает установку на соблюдение этих правил в жизни.

Школьнику же необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У него появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.

Изучение курса «Школа этикета» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить знания школьников об этических нормах, правилах поведения.

Цель программы «Школа этикета» – ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей школьников.

Основные задачи: познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

развивать устойчивую положительную самооценку школьников.

В рамках данного курса работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль, на каждом новом витке обучения рассматриваются аналогичные вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем и проведении занятий.

Как уже было сказано, основы норм поведения дети получают еще в дошкольном возрасте. С учетом имеющегося у детей потенциала знаний и умений школьникам предлагается расширить свой опыт поведения в различных жизненных ситуациях в процессе изучения программы «Школа этикета».

Программа включает в себя 5 разделов: «Речевая культура», «Культура внешнего вида», «Культура общения», «Культура питания», «Культура поведения».

Реализация данной программы возможна через часы общения (по два занятия в месяц с 1 по 4 класс).

При разработке занятий активно используются материалы учебных предметов, прежде всего гуманитарно-художественного цикла: литературные и музыкальные произведения, история родного города, народные обычаи и традиции, знакомство с окружающей природой. Это соответствует основной задаче курса – сделать этикет как предмет связующим звеном всего учебно-воспитательного процесса.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, решения проблемных ситуаций, беседы.

По результатам изучения программы проводятся итоговые занятия с целью изучения уровня усвоения учащимися этических норм и применения их в разных ситуациях.

В программе указана литература, которую педагоги могут активно использовать при подготовке часов общения и проведения элективных курсов. Кроме того, оформлены приложения:

  • перечень правил этикета,

Ожидаемые результаты.

Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного поведения.

Программа курса «Школа этикета»

для учащихся начальной школы

(1-4 классы)

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

занятия

Тема занятия

Количество часов

 

Речевая культура 1 класс

1

Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы

1

 

Культура внешнего вида

 

2

Внешний вид. Одежда в школе и дома. О чем говорит твой портфель

1

3

Гигиена одежды и обуви. Кто опрятен – тот людям приятен

1

 

Культура общения

 

4

Вежливая просьба, отказ

1

5

Умение говорить и слушать

1

 

Культура питания

 

6

Поведение за столом. Столовые приборы и их назначение

1

7

Поведение в школьной столовой

1

 

Культура поведения

 

8

Поведение в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, на концерте

1

9

Поведение в поликлинике, парикмахерской, в детской библиотеке, в магазине

1

 

Итого

9

Речевая культура 2 класс

1

Нормы речевого общения дома, со взрослыми и младшими членами семьи. Как писать письма, записки, объявления

1

Культура внешнего вида

2

Этикет внешнего вида ученика. В человеке должно быть все прекрасно

1

3

Искусство одеваться. Мода. Приличный и неприличный вид

1

 

Культура общения

 

4

Правила хорошего тона, дурной тон. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми

1

5

Обращения к знакомому и незнакомому взрослому

1

 

Культура питания

 

6

Нормы поведения за столом. Сервировка стола к чаю

1

7

Учимся управлять своими эмоциями за столом

1

 

Культура поведения

 

8

Поведение в общественных местах. Выработка правил поведения

1

9

Нормы поведения дома. Поведение в лесу. Экология природы. Как собраться в поход

1

 

Итого

9

Речевая культура 3 класс

1

Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону

1

2

Общение учащихся в форме спора

1

Культура внешнего вида

3

Красота внешняя и внутренняя. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера. По одежке встречают, провожают по уму. Что нам говорят личные вещи о человеке. Красен человек статью

1

Культура общения

4

Правила общения. Умение слушать, вежливо отказать

1

5

Этикетные выражения в ситуации поздравления. Этикет общения на празднике

1

Культура питания

6

Поведение за столом. Сервировка стола к обеду

1

7

Правила пользования столовыми приборами. Умение вежливо попросить, вежливо отказать

1

Культура поведения

8

Этикет прихода и ухода учащихся из школы. Этикет поведения учащихся на перемене и подготовки к уроку

1

9

Этикет на занятиях в кружках по интересам

1

Итого 9

Речевая культура 4 класс

1

Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Слова-комплименты. Искусство делать комплименты

1

 

Культура внешнего вида

2

О чем нам говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков

1

 

3

Соответствие одежды и ситуации. Деловой стиль одежды. Одежда для праздника, спорта, домашняя одежда

1

 

Культура общения

4

Правила общения. Воспитанность. Этикет движений при общении

1

 

5

Монолог, диалог, беседа, диспут

1

 

Культура питания

6

Поведение за столом. Сервировка праздничного стола. Порядок подачи блюд

1

 

7

Как провести праздник дома. Праздничное меню

1

 

Культура поведения

8

Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях с одноклассниками и взрослыми

1

 

9

Учимся понимать чувства других людей. Деловой этикет

1

 
 

Итого

9

 

Всего

36

 

Содержание программы

1 класс

Речевая культура

Тема 1. Что такое этикет. Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы.

Рассматриваются традиции и этикет разных народов. Учащиеся знакомятся с нормами поведения в обществе, с ответственностью за выполнение ряда обязанностей. Дети узнают правила знакомства с младшими, старшими, взрослыми. Процесс знакомства детей в классе (разнообразные приемы, игры, упражнения).

Расширение словарного запаса на заданную тему. Уместность употребления тех или иных слов в зависимости от ситуации, возраста собеседника. Использование мимики и жестов. Постановка ролевых миниатюр на заданную тему.

Культура внешнего вида

Тема 2. Внешний вид. Одежда в школе и дома. О чем говорит твой портфель.

Рассматриваются вопросы внешнего вида ученика в школе и дома. Формируются навыки бережного отношения к вещам, ухода за ними. Дети узнают правила эксплуатации портфеля, правильного расположения в нем учебных и личных вещей. Рассматриваются случаи «аварий» в портфеле и пути выхода из этих ситуаций.

Тема 3. Гигиена одежды и обуви. Кто опрятен – тот людям приятен.

Кто такой «опрятный ученик», толкование пословицы «Кто опрятен – тот людям приятен». Формируются практические навыки ухода за одеждой и обувью через знакомство с предметами и средствами ухода.

Культура общения

Тема 4. Вежливая просьба, отказ.

Вежливость  необходимое проявление общей культуры. Формируется представление о вежливости как необходимом проявлении общей культуры и об этикете как обязательных правилах поведение и речи.

Тема 5. Умение говорить и слушать.

Этикет говорящего: четкость, правильность, грамотность речи. Мимика и жесты. Этикет слушающего: умение слушать и слышать, умение выслушать говорящего. Не перебивай говорящего. Признаки общей культуры человека.

Культура питания

Тема 6. Поведение за столом. Столовые приборы и их назначение.

Об истории хороших манер. Как правильно сесть за стол. Надо ли говорить за столом. Столовые приборы и их назначение.

Тема 7. Поведение в школьной столовой.

Что такое столовая. Правила поведения в столовой. Уважительное отношение к продуктам питания. О вкусах не спорят.

Культура поведения

Тема 8. Поведение в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, на концерте.

Правила поведения в общественных местах. Вежливый диалог в общении ребенка и взрослого. Проводятся беседы о том, как вести себя в общественном транспорте, в театре, кино, цирке.

Тема 9. Поведение в поликлинике, парикмахерской, в детской библиотеке, в магазине.

Правила поведения в поликлинике, парикмахерской, в детской библиотеке, в магазине. Беседы и игры на заданную тему.

2 класс

Речевая культура

Тема 1. Нормы речевого общения дома, с взрослыми и младшими членами семьи. Как писать письма, записки, объявления.

Слова обращения в семье. Формирование уважительного отношения к бабушкам, дедушкам. Проблема, требующая особого внимания — эмоциональная окрашенность речи членов семьи. Формирование умения адекватно реагировать на обращение и замечания взрослых в семье. Расширение активного словаря ребенка. Записка и ее строение. Составляем и сами пишем записки. Письмо, его построение и содержание. Пишем письмо другу, учителю, родственникам. Как пишут поздравления. Поздравим друг друга с…

Культура внешнего вида

Тема 2. Этикет внешнего вида ученика. В человеке должно быть все прекрасно.

Ведется разговор о гармоничном сочетании одежды, обуви, прически, сумки и т.п. Подчеркивается важность личной гигиены и содержания в чистоте вещей, формируются приемы ухода за школьной формой и вещами.

Тема 3. Искусство одеваться. Мода. Приличный и неприличный вид.

Рассматриваются понятия «мода», «вкус», «обаяние», формируется мысль, что важнейшая заповедь этикета – уважение к окружающим, а хорошо выглядеть – значит проявлять внимание к тем, кто находится рядом с тобой.

Культура общения

Тема 4. Правила хорошего тона, дурной тон. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.

Приветствие – вежливое обращение. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы. Разговор со знакомым и незнакомым взрослым человеком. На занятиях дети обучаются и упражняются в употреблении форм вежливого обращения.

Тема 5. Обращения к знакомому и незнакомому взрослому.

Приветствия, вежливые обращения. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы. Разговор со знакомым и незнакомым взрослым человеком.

Культура питания

Тема 6. Нормы поведения за столом. Сервировка стола к чаю.

Правила поведения в гостях. Как принимать угощение. О вкусах не спорят. Сервировка стола к чаю. Практические занятия по теме.

Тема 7. Учимся управлять своими эмоциями за столом.

Поведение за столом среди сверстников и взрослыхОплошности в поведении за столом в гостях и дома. Как их исправить. Уместность мимики и жестов за столом. Слова благодарности.

Культура поведения

Тема 8. Поведение в общественных местах. Выработка правил поведения.

Поведение в общественных местах. Поведение школьника вне класса. Обучение управлению своими эмоциями, развитие у детей чувства доброты, толерантности.

Тема 9. Нормы поведения дома. Поведение в лесу. Экология природы. Как собраться в поход.

Правила этикетного поведения дома. Добрые отношения в семье и к окружающему миру. Анализ собственного поведения. Вежливый диалог родителей и детей. Особенности подготовки родителей и детей к походу на природу. Правила поведения на природе: в лесу, парке, на водоеме и др.

3 класс

Речевая культура

Тема 1. Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.

Роль слова в жизни человека. Слово веселит, огорчает, утешает, передает настроении и создает его у окружающих. Неповторимая окраска голоса. Обращение. Правила приличия. Учимся слушать и слышать. Как и когда разговаривать по телефону.

Тема 2. Общение учащихся в форме спора.

Как вести беседу. Эмоциональная окраска речи, ее виды и уместность в зависимости от ситуации. Как вести беседу с ровесниками и взрослыми. Дай собеседнику полностью высказаться. Формирование умения анализировать предмет и причину спора, конфликта. Найди в конфликте смешную черточку. Тренинг эмоций с помощью разнообразных упражнений, ролевых миниатюр, советов психолога.

Культура внешнего вида

Тема 3. Красота внешняя и внутренняя. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера. По одежке встречают, провожают по уму. Что нам говорят личные вещи о человеке. Красен человек статью.

Дети узнают, что одежда – неотъемлемая часть нашей индивидуальности, она может многое сказать о характере, темпераменте и привычках человека. Знакомство с понятием «имидж». Меняться своей одеждой и личными вещами с друзьями – это нормально? Разговор о значении физической культуры и спорта для осанки и внешнего вида человека.

Культура общения

Тема 4. Правила общения. Умение слушать, вежливо отказать.

Этикет слушающего. Мимика, жесты. Этикет эмоций. Умение не перебивать, вежливо отказать. Обращение по имени-отчеству.

Тема 5. Этикетные выражения в ситуации поздравления. Этикет общения на празднике.

Юбилеи и праздники. Поздравления с юбилеем и праздником. Разговор с гостями, совместные занятия. Этикет общения на празднике. Место шутки и юмора.

Культура питания

Тема 6. Поведение за столом. Сервировка стола к обеду.

Встречаем гостей. Сервировка стола к обеду. Совершенствуем умение пользоваться разными видами ножей. Практические занятия по теме.

Тема 7. Правила пользования столовыми приборами. Умение вежливо попросить, вежливо отказать.

Повторение изученного на предыдущих занятиях. Сервировка стола (работа в группах и парах), тренинг по практическому использованию столовых приборов.

Культура поведения

Тема 8. Этикет прихода и ухода учащихся из школы. Этикет поведения учащихся на перемене и подготовки к уроку.

Подготовка к школе. Соблюдение режима времениПравила поведения во время школьной перемены вне класса. Игры на перемене.

Тема 9. Этикет на занятиях в кружках по интересам.

Выбор кружка, правила поведения детей во время работы в кружках. Отношения между руководителем кружка и учащимися.

4 класс

Речевая культура

Тема 1. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Слова-комплименты. Искусство делать комплименты.

Из истории этикетных выражений и комплиментов. Что такое комплимент. Умение делать и принимать комплименты: и в этом нужна мера. «Давайте говорить друг другу комплименты…»

Культура внешнего вида

Тема 2. О чем нам говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков.

Рассматриваются понятия «женственность» и «мужественность», значение мелких деталей в создании имиджа, стильные штучки, их место и время. Свой стиль. Одежда поддерживает уверенность в самом себе.

Тема 3. Соответствие одежды и ситуации. Деловой стиль одежды. Одежда для праздника, спорта, домашняя одежда.

Из истории одежды и костюмаСоответствие одежды и погодыОдежда для работы и дома. Мы идем на праздник

Культура общения

Тема 4. Правила общения. Воспитанность. Этикет движений при общении.

Отношения в классе. Одноклассники. Параметры общения: уважительный тон, умение не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать и слышать.

Тема 5. Монолог, диалог, беседа, диспут.

Обучение строится с целью уточнения смысла и цели вежливого речевого обращения одного человека к другому и употреблению вежливых слов в разных ситуациях.

Культура питания

Тема 6. Поведение за столом. Сервировка праздничного стола. Порядок подачи блюд.

Еще раз о правилах поведения за столом. Особенности сервировки праздничного стола. Салфетки, сопутствующие украшения. Гармония в оформлении праздничного стола.

Тема 7. Как провести праздник дома. Праздничное меню.

Праздники дома для детей и взрослых. Как провести праздник дома. Праздничная сервировка стола. Праздничное меню. Если в меню птица и рыба…Тренинги в группах и парах.

Культура поведения

Тема 8. Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях с одноклассниками и взрослыми.

Что такое «конфликтная ситуация». Проявление настроения у добрых и злых людей. Изменчивость настроения, способы управления и регуляции настроения, управление своими эмоциями в конфликтных ситуациях с одноклассниками и взрослыми. Знакомство со способами снятия напряжения.

Тема 9. Учимся понимать чувства других людей. Деловой этикет.

Обучение пониманию чувств, переживаемых другими , формирование навыков социального поведения. Деловое общение и отношение школьников к одноклассникам и взрослым. Формирование адекватных форм поведения и коммуникативных навыков. Формирование дружелюбного отношения к окружающим, адекватной самооценки.

Приложение

Правила этикета для младших школьников

Речевая культура

  1. Не повышаем голос и не кричим.

  2. Вежливо разговариваем со взрослыми и между собой.

  3. Не говорим друг другу плохие слова.

  4. Не забываем здороваться и прощаться.

  5. Больше читаем, обогащаем свой словарь.

Культура внешнего вида

  1. Ежедневный деловой стиль одежды в школе.

  2. Сменная обувь должна быть обязательно. Входя в школу, обязательно переодеть сменную обувь.

  3. Прическа должна соответствовать деловому стилю одежды.

  4. Будь опрятен. «Кто опрятен – тот людям приятен».

  5. «Содержи в порядке книжки и тетрадки».

Культура общения

  1. Мы доброжелательно относимся друг к другу. Здороваемся.

  2. Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.

  3. Улыбаемся. Не ходим с хмурыми лицами.

  4. Обращаемся друг к другу по имени.

  5. Учимся понимать чувства других людей.

  6. «Встречают по одежке, провожают по уму».

Культура питания

  1. Мойте руки перед едой.

  2. Когда я ем, я глух и нем.

  3. О вкусах не спорят.

  4. В столовой убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.

5.Пользуйся столовыми приборами по назначению.

Культура поведения

  1. В школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные дети.

  2. Бережем то, что помогли приобрести наши родители. Не раскрашиваем стены, стенды, таблички и т.д.

  3. Постарайтесь не опаздывать никогда и никуда.

  4. Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.

  5. Ведем себя культурно.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-shkola-etiketa-dlya-uchashhihsya-1-4-klassov/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

18 − 2 =

Яндекс.Метрика