Общая характеристика группы.
Средняя группа
Всего детей: 7
Мальчиков: 6, девочек: 1
В группе на конец учебного года 7 воспитанников. Из них 1 девочка и 6 мальчиков. Возраст детей от 4 до 5,3 лет. В течение года состав детей постоянно обновлялся. Вновь поступившие дети быстро и легко адаптировались к условиям детского дома. Атмосфера в детском коллективе более или менее доброжелательная, хотя и случаются конфликты, которые либо дети решают сами, либо с помощью взрослых.
Результат выполнения образовательной программы.
В течение учебного года образовательная деятельность была направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего развития ребенка. Организация образовательного процесса строилась на основе «Примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н..Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
Примерной программой коррекционно – развивающей рнаботы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Н.В. Нищевой;
Примерной адаптированной программы коррекционно – развивающей работыдля детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет ОГОБУ «Детский дом №1».
Целью применения программы является формирование системного подхода к обеспечению условий для коррекции и развития детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении дошкольной образовательной программы и социализации в обществе. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией.
Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных, возможностей и способностей, подготовку к обучению в школе. С детьми систематически проводилась НОД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием непрерывно – образовательной деятельности. Поставленные цели реализовывались в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, художественной. Была составлена рабочая программа группы. В течение года соблюдался режим дня и все санитарно — гигиенические требования к пребыванию детей в группе.
Согласно плану проводились медицинские, педагогические, психологические
обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
В течение учебного года дети развивались, усваивая программный материал и получая новые знания и умения.
Результаты педагогической диагностики.
Обследование проводилось по пяти образовательным областям:
физическое развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
социально – коммуникативное развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Методы диагностики:
— наблюдение;
— игровые упражнения;
— индивидуальная беседа;
— тестовые задания.
В образовательной области «Познавательное развитие»
навыки сформированы — у 1 воспитанника,
в стадии формировании – у 4 воспитанников,
навыки не сформированы у 2 воспитанников.
Вывод: продолжать развивать умения сравнивать предметы по размеру способом приложения и наложения; различать и называть круг, квадрат, прямоугольник и треугольник; определять положение предметов по отношению к себе; развивать представления о родном городе и стране; в умение сравнивать объекты по пространственному расположению (слева(справа), впереди (сзади от…); определять последовательность событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям; развивать умения устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству), определять и называть части суток.
В образовательной области «Речевое развитие»
навыки сформированы — у 1 воспитанника,
в стадии формирования — у 3 воспитанников,
не сформированы – у 2 воспитанников.
Вывод: развивать умение описывать предмет, картину с помощью дидактического материала; пересказывать отрывок сказки; продолжать знакомое произведение, прослушав отрывок из него, отвечать на вопросы по содержанию; выразительно читать стихотворения; анализировать поступки литературных героев; понимать антонимы и синонимы; развивать умение чистого произношения звуков родного языка в словах и связной речи.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
навыки сформированы — у 1 воспитанника,
в стадии формирования — у 3 воспитанников,
не сформированы – у 3 воспитанников.
Вывод: продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений; развивать умения художественно-эстетического восприятия: последовательное рассматривание предметов, узнавание изображенных предметов и явлений;
выделять сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки; изобразительно-выразительные: умение правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное цветом, размером; подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; формировать умения выполнять простые постройки, делая их устойчивыми и прочными, использовать перекрытия. Развивать умение вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника; работать с бумагой, картоном, нитками, крупой и др. материалами.; создавать сюжет в рисунке; знакомить с декоративно – прикладным творчеством и использовать элементы в самостоятельной изодеятельности.
В образовательной области «Физическое развитие»
навыки сформированы — у 1 воспитанника.
в стадии формирования — у 4 воспитанников,
не сформированы – у 2 воспитанника.
Вывод: Обучать воспитанников качественному выполнению техники основных движений и упражнений на профилактику плоскостопия, сколиоза — все группы; проводить беседы, разбор ситуативных действий и взаимодействий между детьми по ЗОЖ. Внедрить в физкультурные занятия элементы оздоровительной гимнастики (упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, зрения, дыхания); развивать умения отбивать мяч об землю одной и двумя руками; бросать и ловить мяч; метать предметы; выполнять построения и перестроения. Уделять особое внимание закреплению основных видов движения,
развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих
факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика
плоскостопия и нарушения осанки, закаливание). Повышать популярность
принципов здорового образа жизни
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
навыки сформированы — у 1 воспитанника,
в стадии формирования — у 5 воспитанников,
навыки не сформированы — у 1 воспитанника
Вывод: необходимо продолжать уделять внимание
формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить
общаться бесконфликтно. Продолжать учить формировать эмоциональную
отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое
эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и
сверстников. Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и
правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками,
прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать
работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей
семье, о природе родного края. Необходимо уделять внимание обогащению
сюжетно – ролевых игр, закреплению умения вести диалоги, принимать игровые
задачи.
Аналитическая справка по итогам педагогической диагностики
Воспитательно — образовательная работа в группе строится на основе создания комфортной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского дома.
Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. С детьми каждый день проводилась НОД. Поставленные цели практически достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и ЧХЛ. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
С детьми проводилась образовательная деятельность, использовались в работе наблюдения, беседы, сравнения.
Не все дети в полном объёме освоили материал образовательной программы в соответствии с возрастными особенностями, так как находятся в данном учреждении очень короткий период, имеют запущенное психическое и речевое развитие.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают нестабильность по всем направления развития.
Знания и навыки, полученные на занятиях необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разных видах деятельности детей. Использовать дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Обогащать математические представления через наблюдения и явления предметов.
Во время летнего периода необходимо продолжать расширять словарь детей вежливыми словами; развивать речь как средство общения. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и со сверстниками разнообразными впечатлениями. В
повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Учить читать выразительно стихи. С помощью взрослого драматизировать и инсценировать небольшие сказки. Учить рассказывать стихи, рассказы, сказки при помощи мнемотаблиц. Необходимо уделять больше внимания чтению детям
литературных произведений, расширять знания о жанрах литературы, учить
выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным
картинкам.
Необходимо создавать условия для самостоятельной речевой
активности в течение дня; включать коммуникативные игры и упражнения
при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную
гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей. Проводить
выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного
программного материала. Обновлять детскую литературу в книжном уголке
каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря.
Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным
произведениям для рассматривания детьми вне занятий.
Проводить индивидуальную работу с использованием дидактических игр и игровых упражнений для развития у воспитанников мышления, внимания, умения анализировать и делать выводы. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать. Считаю необходимым провести беседы: «Хорошие манеры», «Как помириться?» «Послушная ложка» «Правила поведения на участке» «Для чего нужен сон?» «Добрый и злой огонь» «Мы разные — мальчики и девочки», «Каждой вещи свое место», «Мы не будем злиться», «Контакты с незнакомыми людьми на улице», «Если хочешь быть здоров», «Утро, день, вечер, ночь», «Мы играем».
Больше уделять внимание формированию
целостной картины мира, закреплению сенсорных эталонов; продолжать
создавать условия для экспериментально — исследовательской деятельности,
пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов
и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа,
поддерживать детскую инициативу и творчество. Уделить больше внимания исследовательской и экспериментальной деятельности детей: «В мире стекла», «В мире пластмассы», «Ходит капелька по кругу», «Дерево умеет плавать», «Волшебная вода», «Воздух невидимка», «Тонет- не тонет», «Сила магнита».
Проводить индивидуальную работу по формированию умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с программой. Продолжать совершенствовать технику рисования,
лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. В
течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания,
проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую
гимнастику. В уголках для творчества предоставить возможность для
самостоятельной творческой активности детей. Иметь необходимое
оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой,
красками, следить за их обновлением. Принимать участие в конкурсах и
выставках.
Больше уделять внимание закреплению ОВД, развитию физических качеств, продолжать укреплять и охранять здоровье детей и формировать элементарные представления о ЗОЖ. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, закаливания в соответствии с возрастными особенностями детей.
Воспитанники нашей группы являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в нашем доме. Приняли активное участие в мероприятиях, посвященных Дню Защитника Отечества, 8 марта и Дню матери, Дню Победы.
В течение всего учебного года были сохранены главные традиции нашего учреждения, которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относятся мероприятия «День Знаний», Неделя безопасности «Зеленый огонек», праздник осени «Осенние напевы», «Неделя детства», «Декада «Новый год шагает по планете», Неделя доблести и славы, посвященная Дню Победы».
Принимали участие в конкурсе поделок из природного материала.
Участвовали в конкурсе рисунков «Крымская весна»
В группе проводятся развлечения, спортивные досуги.
Под моим руководством (Лешундак Т.А.) дети принимали участие во Всероссийских онлайн – олимпиадах и викторинах и становились победителями.
Ефименко Тимур — 1 место в интернет – олимпиаде по сказке «Зайкина избушка», 2 место во Всероссийской викторине «Время знаний» «Перелетные птицы»
Логвиненко Степан — 2 место во Всероссийской викторине «Время знаний» «Весна идет», 1 место во всероссийской викторине «Библиотека русских народных сказок», 3 место – Всероссийская викторина «Время знаний «Как себя вести?»
Путинцев Андрей — 1 место в онлайн – олимпиаде «Самый умный дошколенок»
1 место – во Всероссийской викторине «Время знаний» «Календарь природы»
Деятельность педагогов
В течение года воспитатели группы повышали и распространяли свой педагогический опыт: ведется работа по самообразованию, обмен опытом (педсоветы, посещение НОД других воспитателей), которая направлена на формирование профессиональных качеств, к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации. В течение года занимались с детьми кружковой деятельностью по программе «Умные пальчики», с целью развития мелкой моторики рук, развития речи, познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста; кружковой деятельностью «Цветные ладошки».
Лешундак Т.А.
Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников младше — среднего возраста через продуктивные виды деятельности».
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младше — среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников.
Изучала необходимую литературу по данной теме.
Разработала программу дополнительного образования по теме.
Организовала кружок «Умные пальчики»
Принимала участие в конкурсе поделок из природного материала.
Прошла курсы повышения квалификации в объёме 72 ч. «Применение пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Разработала программу летней оздоровительной кампании на 2021 – 2022 уч. г.
Участвовала в онлайн – тестировании по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста» Имеется сертификат.
Принимала участие в онлайн – вебинаре по теме «Игры с пазлами и разрезными картинками как эффективное средство развития логического мышления, памяти, мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» (объем 1 ч . имеется сертификат)
Участвовала во Всероссийской блиц – олимпиаде «Горизонты педагогики» «Система мониторинга индивидуального развития детей дошкольного возраста» (3 место)
Принимала участие во Всероссийской блиц – олимпиаде «Время знаний» «Теории и методики ФЭМП у дошкольников» (2 место)
Участвовала во Всероссийской блиц – олимпиаде «Альманах воспитателя» «Развитие у детей дошкольного возраста конструктивного творчества» (1 место)
Участие во Всероссийском обучающем педагогическом онлайн – вебинаре по теме «Использование приемов мнемотехники в образовательном процессе» (объем 2 академических ч.)
Прошла обучение и итоговое тестирование по курсу «Разработка основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) на основе требований ФГОС ДО» (объем 8 академических часов)
Принимала участие во Всероссийском тестировании «Игровые технологии в ДОУ (ФГОС)» (1 место)
Прошла Всероссийское тестирование по теме «Дошкольная педагогика» (100 баллов)
Участие во Всероссийской интернет – олимпиаде «Дошкольное образование по ФГОС» (1 место)
Участвовала в профессиональном тестировании педагогов «ИКТ – компетентность современного педагога» — диплом 2 степени
Иванченко И.Г.
Изучала необходимую литературу по данной теме.
Разработала программу дополнительного образования по теме.
Организовала кружок «Цветные ладошки». Цель:
Принимала участие в конкурсе поделок из природного материала.
Принимала участие во Всероссийском профессиональном тестировании работников образования и успешно прошла тест «Развитие творческих способностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
Под моим руководством Логвиненко Степа участвовал во Всероссийской викторине «Время знаний» «Что такое хорошо и что такое плохо» — 1 место
Участвовала во Всероссийском конкурсе «Методические разработки педагогов 1 место за конспект НОД для детей с ОВЗ «Волшебные цветы»
2 место во Всероссийском конкурсе «Методических разработок педагогов» за конспект развлечения по ПДД для детей с ОВЗ 4-5лет «Наш друг Светофор».
В нашей группе созданы комфортные условия для работы с детьми. Развивающая среда богата. Игровые зоны содержат все необходимое для формирования у детей положительных взаимоотношений, нравственных качеств и привития интереса к игре и новым знаниям. В группе имеются такие игровые зоны, как: парикмахерская, кухня, больница, «Семья», «Магазин», уголок прикладного искусства, уголок книги, музыкальный, театральный, спортивный. Все это способствует созданию желания играть, общаться, расширять кругозор, пополнять жизненный опыт, воспитывать нравственные качества, помогает развивать у детей речь, мелкую моторику, бережное отношение к игрушкам, внимание, память, трудолюбие.
В учебной зоне собран богатый материал по всем разделам программы. По развитию речи имеются красочные иллюстрации по темам «Времена года», «Мебель», «Насекомые», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Профессии», «Дикие и домашние животные», «Рыбы», «Птицы»; сборники стихов и рассказов, дидактические игры, настольно- печатные игры, сюжетные картинки по обучению рассказыванию и т. д. По ИЗО деятельности имеются наборы красок, карандашей, цветной бумаги, пластилина, картона, кисточки разных размеров, пособия для нетрадиционного рисования.
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Оказывали помощь в оформлении выставок рисунков и поделок, проведении мероприятий.
Перспективы на следующий учебный год
— Продолжать работу по самообразованию, повышение уровня педагогического мастерства путем обмена опытом работы.
— Продолжать целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям,
— Продолжать работу по индивидуальным образовательным маршрутам
воспитанников с детьми, имеющими затруднения.
— Продолжать работу по взаимодействию педагогов детского дома.
— Продолжать проводить профилактические мероприятия для укрепления здоровья детей, развития двигательной и гигиенической культуры.
— Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
— Пополнить: дидактический и раздаточный материал для развития логического мышления;
— Приобретение новых развивающих игр по возрасту детей.
— Усовершенствовать следующие центры:
— уголок рисования,
— театральный центр,
— книжный уголок,
— уголок здоровья,
— центр экспериментирования,
— центр сенсорного развития,
— Пройти еще курсы повышения квалификации.
— Прослушать обучающие вебинары.
— Продолжать участвовать в интернет – олимпиадах, викторинах, тестировании
— Участвовать в профессиональных конкурсах педагогов.
— Участвовать в аттестации и подтвердить 1 квалификационную категорию.
Диагностическая карта освоения детьми среднего дошкольного возраста
содержания образовательных областей ООП ДО %
Образовательные области |
Сформирован |
В стадии формирования |
Не сформирован |
|||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
|
Познавательное развитие |
1 |
14 % |
3 |
43% |
3 |
43% |
Речевое развитие
|
1 |
14 % |
4 |
57 % |
2 |
29 % |
Художественно – эстетическое развитие |
1 |
14 % |
3 |
43 % |
3 |
43 % |
Социально – коммуникативное развитие |
1 |
14, 3 % |
5 |
71,4 % |
1 |
14,3 % |
Физическое развитие |
1 |
14 % |
4 |
57 % |
2 |
29 % |