К методическому объединению
от 03.12.2018
Из опыта работы
Тема: «a».
(Слайд 2) Воскобович Вячеслав Вадимович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы, а также предлагают малышам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.
(Слайд 3) История возникновения методики В.В. Воскобовича
Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии.
Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети.
Во время перестройки разыскивая по магазинам какие-нибудь развивающие игрушки для своих двух детей и не найдя ничего подходящего, он решил сам придумать и смастерить игру. Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес.
Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой — то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.
Самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее.
В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка.
(слайд 3) Принципы авторской методики Воскобовича
Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным.
-
В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича интересные сказки. (Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы.)
-
Вторым принципом является игра с пользой.
Развивающие игры многофункциональны. ( В игровой форме можно обучаться чтению, счету, развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы). Ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать ребенка.
-
Третий принцип заключается в развитие у ребенка творческого начала. ( Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию, творческий потенциал, способствуют формированию раннего креативного мышления у детей.)
(слайд 5)Характеристика развивающих игр Воскобовича
-
Широкий возрастной диапазон участников игр
-
Многофункциональность
-
Сказочная огранка
-
Творческий потенциал
-
Конструктивные элементы
(слайд 6) Технология Воскобовича — это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.
Незаметно для себя, малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
(слайд 8) «Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»)
или «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами».
Игра-головоломка, состоящая из 16 равнобедренных треугольников, между которыми расположены линии изгиба. Суть игры заключается в складывании фигур.
Квадрат развивает у детей образное мышление, пространственное воображение, знакомит с миром геометрических фигур, тренирует внимание, память, развивает моторику ребенка.
Для учителя-логопеда — это ценно особенно, так как вся работа происходит в речевом сопровождении. Дети учатся слушать и запоминать инструкцию, объяснять свои действия, задавать вопросы. В ходе этой работы закрепляются грамматические категории: согласование всех частей речи в предложении, родовые понятия, падежные окончания, единственное и множественное число существительных. Ребенок может обыграть получившуюся фигуру, таким образом, развивая связную речь и развивая творческое воображение.
(слайд 9)«Квадрат Воскобовича» можно использовать на индивидуальных занятиях во время артикуляционных упражнений, на занятиях по обучению грамоте, например: во время пальчиковой гимнастики собрали заданную фигуру, сделали звуко-слоговой анализ этого слова, составили предложения с этим словом, выложили схему предложения, во время физминуток с направлением движения и т.д.
(слайд 10) Прежде всего необходимо сделать схемы и ознакомить детей с условными обозначениями.
(слайд11) Потом познакомить со способами конструирования.
(слайд 12) Важно детям объяснить правильный алгоритм складывания
двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.
(слайд 14) Игровой тренажёр «Игровизор»
Это блокнот размера А4 из двух скреплённых листов.
Нижний лист картонный, верхний — из прозрачного пластика. Под пластиковый слой подкладываются листы с развивающими заданиями, на нём ребёнок маркером выполняет различные задания. Но в Игровизоре, картонка не просто картонка, а целая система координат. Да еще и с подсказками. В правом верхнем углу расположен ПаВлин, а в правом нижнем ПоНи, в левом верхнем — ЛеВ, в левом нижнем ЛаНь. По такой «разлиновке» удобно и писать, и рисовать, рисовать фигуры по алгоритму (графические диктанты): две клетки направо, пять вниз …..
Плюс книжки с заданиями, которые с игровизором можно использовать многократно, т.к. задания будут выполняться на пленке.
История с заданиями :
«Катя, Рыжик и Рыбка»,
«Лабиринты букв 1: гласные»,
«Лабиринты букв 2: согласные»,
«Лабиринты цифр»,
«Предметный мир».
Но кроме этого можно использовать и другие пособия.
(слайд 15) С помощью игровизора можно:
-
просто рисовать;
-
под пластиковый лист положить развивающее пособие и обводить (показывать путь по лабиринту, обводить по контуру, проводить по дорожкам);
-
можно писать графические диктанты, обучающие ребенка ориентированию на плоскости, изображать фигуры, копировать изображение по клеточкам, знакомить с понятием симметрии и т.д.
-
Применяя игровизор на занятиях по обучению грамоте можно закреплять звуко- слоговой анализ слов, знание букв, автоматизации звуков и т.д. (подбери картинку к схеме, обведи картинки с заданным звуком, дорисуй буквы и т.д.)
Несомненными достоинствами игровизора являются
его экономичность (заданиями можно пользоваться неоднократно), вариативность (с помощью одного листа можно решить несколько задач), самоконтроль (ребенок сможет самостоятельно увидеть ошибку и принять меры для ее исправления).
(слайд 18) Мини-коврограф (фланелеграф)
Он удобен в использовании, бумажные изображения прикрепляются с помощью липучек.
Игра помогает развивать (в зависимости от заданий) фонематический слух, речевое внимание, мелкую моторику и т.д.
Варианты:
— рассели картинки по количеству слогов,
— по начальным звукам,
— классификация предметов.
-
выкладывание схем.
— Выкладывание букв. И т.д.
(слайд 19) «Читайка на шариках»
Данная развивающая игра Воскобовича является эффективной методикой для обучения и закрепления навыков чтения.
Это своеобразная книжка-раскладушка позволяет формировать слова различного уровня сложности. Если загибать уголки по белым линиям, то можно прочитать слова, состоящие из двух-трех букв – это желтые шарики. На красных шариках образуются слова из трех или четырех букв и т.д.
Также «Читайка на шариках» позволяет составлять из полученных слов совершенно новые слова. Таким образом, можно составить около 130 новых слов.
Игровое пособие прививает интерес к чтению, расширяет словарный запас, учит конструированию, помогает выучить звуки и буквы. Также ребенок развивает фантазию и умения нестандартно мыслить.
«Читайка» состоит игра из 4-х квадратов. На каждом из них изображены бусинки разного цвета с буквами. В центре нарисован попугай, под ним располагается короткое слово — это область чтения, с которой нужно начинать читать. Область чтения – это цветные квадраты, в которых можно прочитать слова, а уголочки, где находятся цветные треугольники, будут служить нам для конструирования дополнительных слов. На какую игру похожа «Читайка»?
— На «Волшебный квадрат», у него так же загибаются уголки.
— Посчитайте, сколько областей чтения на одной стороне читайки.
— Четыре.
— Переверните читайку на другую сторону, посчитайте, сколько областей чтения на ней? Сколько всего на одной читайке областей чтения?
— Тоже четыре, а всего восемь.
— Возьмите читайку с желтыми шариками-бусинками, откройте сторону с красным попугаем и найдите под попугаем область чтения со словом УЖ. Загните правый уголок на квадрат – что у вас получилось?
— слово — УС.
— Загните левый уголок на квадрат – прочитайте получившееся слово.
— слово — НОС.
— Отогните правый уголок за квадрат – прочитайте слово .
— слово — НОЖ.
— Прочитайте все слова в областях чтения в желтых шариках.
— УЖ, СОН, ВОР, МЯЧ, на другой стороне – ЧАС, ТИР, МАЙ, БАК.
— Загните все уголочки на квадрат, прочитайте, какие слова у вас получились.
— НОС, ОЙ, СЫР,МЕЛ.
— Переверните читайку на другую сторону, загните все уголочки на квадрат, прочитайте слова.
– РОГ, БОЛ, ПАН, ПИК. И т.д.
Задания для чтения:
Найти на читайке-1:
● Части тела – БОК, НОС. УС.
● Что может быть острым – РОГ, МЕЧ, НОЖ, ПИК.
● Незначимое слово – БОЛ.
Найти на читайке-2:
● Имена – БОРЯ, САША, ЛИПА, ЛИЗА, ЛЕВ , ЛЁША.
● Съедобное – ЧАЙ, ЕДА, СОЛЬ, САЛО, СОК.
● Одинаковые слова – САД.
● Незначимое слово – РАША.
Найти на читайке-3:
● Что может быть пушистым? – ВОРС, БАРС, БУРКА.
● Явления природы – ГРОЗА, ГРОМ. БУРЯ.
● Животные, птицы – КОЗА, БАРС, ВОРОН.
● Одинаковые слова – ГОРА.
Найти на читайке-4:
● Что может быть теплым? – ПЕЧКА, БАНЯ.
● Цифры – СЕМЬ, ВОСЕМЬ.
(слайд 20) Плюсы и минусы методики Вячеслава Воскобовича.
Плюсы методики:
- -ребенок быстро анализирует информацию;
- -легко считает, имеет навыки чтения;
- -умеет различать геометрические фигуры и цвета;
- -быстро анализирует;
- -доводит дело до логического конца;
- — обладает высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания.
Минусы методики:
- — не все авторские игры можно сделать самостоятельно.