Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича
Тема: «В поисках буквы К»
Цель: Формирование сенсорных способностей, интеллекта и грамоты.
Задачи:
Коррекционно -образовательные:
— Продолжать знакомить детей с возможностями «Квадрата Воскобовича» и другими играми;
-познакомить детей со звуками К и КЬ, буквой К.
-Учить давать характеристику согласному звуку с опорой на схему,
-упражнять в умении слышать заданный звук на фоне слова, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Коррекционно-развивающие:
-Развивать у детей фонематический слух, общую и мелкую моторику.
— Развивать умения складывать предметные формы по схеме, по собственному замыслу или описанию взрослого;
— Развивать логическое мышление, фантазию, воображение, внимание;
Коррекционно-воспитательные:
— Воспитывать инициативу, самостоятельность, уважение друг к другу.
— Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Оборудование: Компьютер, презентация «В поисках буквы К», магнитофон, музыкальная игра «Вперёд четыре шага…»,
игры: «Квадраты Воскобовича», « Игровизоры» «лабиринт буквы К», маркеры и салфетки, коврики и наборы верёвочек по количеству детей; доска с изображением 2х полок (синей и зелёной), предметные картинки со звуками К и КЬ; шарики с буквами, конверт с ребусами.
Ход НОД:
Организационный момент:
Становись скорее в круг:
Ты мой друг, и я твой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
С улыбкой подарим всем вокруг частичку хорошего настроения.
Основная часть:
— Ребята, вы любите сказки и превращения? (да)
Тогда мы снова отправляемся в путешествие с Волшебным Квадратом. (слайд№ 2 ) Сегодня Квадрат идёт искать первую букву своего имени, потому, что без неё он потерял способность превращаться.
И мы должны ему помочь! Согласны!
-Но какую букву мы будем искать?
— Какой первый звук в слове Квадрат? (звук К)
(слайд№ 3 ) — Давайте расскажем, про звук К. (по схеме) (согласный, глухой, твёрдый).
А теперь возьмём «игровизор» и нарисуем по какой дорожке нам нужно идти, чтобы найти букву К.
(слайд№ 4 ) Игра «Игровизор» «Лабиринты букв» .
(рисование дорожек в лабиринтах)
(слайд№ 5 )-Отправился Волшебный Квадрат в дорогу,
слайд№ 6 )Вышел Квадрат на лесную полянку и увидел мышку .
Просит мышка, чтоб Квадрат помог
Построить для зверей дом – теремок.
И мы поможем,
Из наших волшебных квадратов дом сложим.
Игра «Волшебный квадрат» (слайд№ 7 Схема дома)
— Сделайте квадрат большим. Положите зеленой стороной к себе и согните 2а верхних угла – получился зеленый дом с красной крышей. Молодцы!
(слайд № 8 ) Обрадовалась мышка, побежала в теремок порядок наводить. Давайте поможем ей, вдруг, где то в доме отыщется буква К.
(слайд№ 9 ) Игра «Наведём порядок»
(дифференциация К-КЬ в словах) (часть детей работает у доски, часть с логопедом у компьютера)
Возьмите, пожалуйста, картинки и поставьте:
На синюю полку – со звуком К, На зелёную – со звуком КЬ. (дети расставляют картинки, объясняя свой выбор)
— Мы порядок навели, а буквы так и не нашли.
(слайд № 10 ) А тут в теремок лягушка постучала , жалуется:
-К мышке спешила, конверт с письмом несла, да по дороге обронила.
Давайте лягушке поможем,
Конверт для неё сложим.
Игра «Волшебный квадрат» (слайд№ 11 Схема конверта)
— Расскажите, как вы конверт делали?
(Сделали квадрат большим и загнули к центру 3 уголка.)
(логопед показывает детям конверт) Загляну в конверт, может букву К там найду. Нет, букву не нашла, зато нашла ребусы.
(слайд№ 12-17 ) Отгадывание ребусов по первым звукам в слове
Слова: МАК, РАК, КОТ.
От радости лягушка пустилась в пляс. Давайте и мы с ней потанцуем.
(слайд№ 18) Музыкальная игра (физминутка)
«Вперёд четыре шага…»
Лягушка так плясала,
что конфетку потеряла,
Давайте ей поможем
И конфетку сложим.
-А как мы её делать будем?
Игра «Волшебный квадрат» (слайд№ 19— 20 — Схема конфета)
(слайд№ 21 ) -Только собралась мышка с лягушкой отдохнуть, как с дальнего берега реки раздался громкий крик.
Это кричал зайчик. Ему очень хотелось попасть в теремок, но плавать он не умел и как перебраться на другой берег не знал.
-Посоветуйте, как ему перебраться через речку? (ответы детей)
-Ну, конечно, на лодке! Только где её взять?
Мы, конечно, же поможем,
Зайцу быстро лодку сложим.
Игра «Волшебный квадрат» (слайд№ 22 Схема лодки)
(дети складывают лодочку)
-Что вы сделали, чтобы у вас получилась лодочка? (дети объясняют)
Вот и зайчик добрался до теремка. А у мышки уже чай с конфетами готов! Она дорогих гостей рассаживает:
(слайд№ 23 ) Игра «Где звук К?»
На красный стул пусть сядет тот, в чьём имени звук К- стоит в начале.
На желтый стул сядет тот, в чьём имени звук К – в середине.
А на синий- тот, в чьём имени звук К стоит в конце. (Квадрат, Зайчик, Лягушка)
— Кого вы посадите на красный стул? Почему?
Дети рассаживают Квадрата, лягушку, зайчика на стулья .
Попробовал Квадрат чай с конфетами и собрался дальше букву К искать.
(слайд № 24 ) А у теремка лисичка стоит и букву К в лапках держит. – Смотрите,- говорит, что я в кустах нашла!
Обрадовался Квадратик, ведь вместе с буквой к нему вся волшебная сила превращений вернулась. Решил её покрепче к коврику пришить, чтоб больше не потерялась.
И мы давайте букву К выложим верёвочками на коврике.
(слайд № 25 ) — Подскажите, из каких элементов состоит буква К? ( из трёх палочек: одной длинной и двух коротких).
-В какую сторону смотрит буква К? (вправо)
-На что она похожа?
Игра «Верёвочки»
(дети на ковриках выкладывают букву К липкими ленточками)
Итог: Нам пора возвращаться домой, и на прощание Квадратик благодарит вас за помощь и дарит вам эти весёлые шарики с буквами. Чтобы вы ещё лучше запомнили буквы и скорее научились читать.
А мы на прощание сложим для наших гостей из волшебных квадратиков звезду счастья и удачи. (дети складывают из квадрата Воскобовича звёздочки-дарят гостям)