Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных технологий Тема «В гостях у гномов»
Цель: активизация словарного запаса по лексической теме «Цветы», «Насекомые», развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
расширять активный и пассивный словарь детей;
-
учить образовывать относительные прилагательные;
-
закреплять в речи правильное употребление предлогов НА, В, ПОД;
-
закреплять у детей умение делить слова на слоги;
-
совершенствовать навыки грамматически правильного построения предложений;
-
развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
-
использовать потенциал музотерапии, куклотерапии, биоэнергопластики для создания благоприятного психоэмоционального настроя на занятии, предупреждения тревожности, развития чувства уверенности в себе, активизации мыслительной и речевой деятельности;
-
развивать речевое дыхание;
-
развивать точность, плавность и устойчивость артикуляционных движений, координацию движений кистей и пальцев рук;
-
формировать умение действовать по словесным инструкциям.
-
способствовать развитию у детей пространственных представлений;
Воспитательные:
-
Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе, взаимопомощь и взаимовыручку.
Оборудование: музыкальный центр, музыкальные произведения: «Песенка гномов», Э.Григ «Утро», колокольчик, цветы, листья, зелёная ткань (цветочная поляна), муляжи насекомых, фигурки гномов, кукольный домик, перчатки- куклы, игровизоры, маркеры (по количеству детей), Д/И «Как рождаются цветы», Д/И «Где спрятались насекомые», Д/И «Цветочные клумбы», магнитная доска.
ХОД:
I. Орг. Момент. (дети стоят вокруг логопеда)
Колокольчик мой звенит,
Всех ребят собрать велит,
Становись скорее круг-
Ты мой друг, и я твой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Вместе с улыбкой вы передали друг другу хорошее настроение.
II. Основная часть.
1.- Ребята, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
— А какое время года было до весны? – Какое время года наступит после весны? – Какое у вас любимое время года?
-А вот моё любимое время года – весна, потому, что природа весной
просыпается, оживает, поют птицы, расцветают цветы. И сегодня я приглашаю
вас в гости к маленьким гномикам.
Ну-ка дружно, все шагают,
Выше ноги поднимают, Перешагивают кочки, Прыгают через пенёчки. Никому не отставать, Вместе в лес идём гулять! |
Импровизация движений в такт стихотворению. |
(логопед подводит детей к игрушечному домику)
-Посмотрите, а вот и маленький домик.
А в этом домике живут малютки – гномики. Давайте превратимся в гномиков и побываем у них в гостях. (дети надевают куклы-перчатки (гномы) и выполняют упражнения)
2. Артикуляционная гимнастика под музыку с использованием биоэнергопластики. (песенка гномов)
Логопедическая сказка «Гномики»
На опушке леса в маленьком домике жили-были гномики. Утром гномы просыпались и потягивались (упр. «Бегемотик»), хмурились и улыбались друг другу (упр. «Улыбка-трубочка»). И приступали к завтраку. Они месили тесто и пекли на завтрак блины ( упр. «Месим тесто», «Блинчик»). Ели блины с вареньем (упр. «Вкусное варенье») и запивали сладким чаем (упр. «Чашечка»). Ели сладкие конфеты (упр. «Футбол» . Конфеты были круглые и длинные (упр. «Толстячки-худышки» После завтрака гномики выглядывали в окошко, смотрели, какая погода на улице ( упр. «Качели»). И шли гулять по извилистой тропинке (упр. «Часики»). Катались на лошадке (упр. «Лошадка»), собирали в лесу грибы (упр. «Грибок»).
-Гуляли гномы по лесу и вышли на цветущую полянку полянку.
(логопед подводит детей к поляне с цветами)
3. Д/Упр. «Какие бывают цветы»
-Растения и цветы могут расти повсюду:
-Как, мы называем цветы, которые растут в поле? (это полевые цветы)
— Если цветы растут на лугу? (это луговые цветы)
— ————- в лесу? (это лесные цветы)
— ————- в саду? ( это садовые цветы)
— Как, называются цветы, которые люди выращивают в дома? (комнатные)
-На поляне уже распустились цветы. А вы, ребята, знаете, откуда
появляются цветы? Давайте об этом расскажем.
4.Д/И «Как рождаются цветы?»
— У меня есть картинки, на которых изображено появление цветка, но картинки
перепутались. Вам необходимо разложить их в правильной последователь-
ности и рассказать об этом.
(дети раскладывают на доске карточки в нужной последовательности и
рассказывают по ним о рождении цветка»
Вывод: Цветы вырастают из семян.
5.Пластический этюд «Рождение цветка» ( под музыку Э.Грига «Утро»)
Зимой в земле спало маленькое семечко. Но, вот наступила весна. Солнце согрело землю. Тучка полила тёплым дождиком. И семечко проснулось. | Дети сидят на корточках. Опустив голову и обняв руками колени. |
Сначала оно выпустило маленький корешок и потрогало землю около себя. | Дети вытягивают руку, шевелят пальчиками, трогая пол возле себя. |
Напилось влаги и начало расти.
Сначала маленький росток пробил землю. |
Дети складывают ладошки на уровне груди и начинают медленно подниматься. |
У него стал расти стебелёк, потом появились листочки. | Разводят руки в стороны. |
А потом бутоны. | Дети над головой соединяют ладошки вместе. |
Бутоны стали раскрываться, и распустились чудесные цветы. | Медленно разводят руки над головой. |
Цветы поворачивали свои головки за солнышком и радовались свету и теплу. | Дети кружатся на месте. |
6. Дыхательная гимнастика ( с применением ароматерапии.)
-Давайте закроем глаза и через носик вдохнём лесной воздух, через рот выдохнем и скажем:
— Ах!
— Ах, пахнет!
— Ах, как пахнет!
— Ах, как приятно пахнет!
— Ах, как приятно пахнет цветок!
6. Д/И «Где спрятались насекомые?»
— Ребята, а вы знаете, почему цветы всегда такие яркие красивые, и почему они так вкусно пахнут? (Чтобы привлекать к себе насекомых. Насекомые, перелетая с цветка на цветок опыляют растения, чтобы появились семена.)
— На этой полянке, наверное, тоже живут насекомые. Давайте их поищем.
В этом, нам помогут подсказки гномов. (раздаю детям схемы предложений с предлогами. Дети составляют предложения по схемам и разыскивают насекомых ).Н-р: Жук спрятался под листочком. Бабочка села на цветок. И т.д.
7.Д/И «Помоги гномам посадить цветы» (слоговой состав слова)
— Гномы решили тоже посадить цветы на клумбах около своего дома. Давайте вернёмся к домику и поможем им.
Около дома три клумбы. На первую нужно посадить цветы. В названии которых- один слог. На 2ю клумбу-цветы, в названии которых – 2 слога.
На 3ю- цветы, в названии которых – 3 слога. (логопед раздаёт детям цветы. Они определяют количество слогов и садят цветы на нужную клумбу).
8. Игра «Лабиринты» (на игровизорах)
— Теперь нужно, чтобы насекомые побыстрее нашли дорогу к этим замечательным цветам и опыляли их! Давайте им поможем найти дорогу в этих лабиринтах. (дети рисуют дорожки в лабиринтах)
9.Заключительная часть: Вот и закончилась наша прогулка, пора возвращаться домой. Вокруг себя ты повернись,
Скорее дома очутись!
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ № 1»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
с использованием инновационных технологий
для детей старшей группы с ТНР
Составила:
Учитель- логопед: Соболева Т.А.
Биробиджан
2018
I. Орг. Момент. (дети стоят вокруг логопеда)
Колокольчик мой звенит…,
Всех ребят собрать велит…….
—————————————.
-Вместе с улыбкой вы передали друг другу
хорошее настроение.
II. Основная часть.
1.- Ребята, посмотрите в окно и скажите,
какое сейчас время года?
— А какое время года было до весны?
– Какое время года наступит после весны?
– Какое у вас любимое время года?
-А вот моё любимое время года – весна, потому,
что природа весной просыпается, оживает,
поют птицы, расцветают цветы.
И сегодня я приглашаю вас в гости к маленьким гномикам.
Ну-ка дружно, все шагают,
Выше ноги поднимают, Перешагивают кочки, Прыгают через пенёчки. Никому не отставать, Вместе в лес идём гулять! |
(логопед подводит детей к игрушечному домику)
-Посмотрите, а вот и маленький домик.
А в этом домике живут малютки – гномики.
Давайте превратимся в гномиков и побываем у них в гостях.
(дети надевают куклы-перчатки (гномы) и выполняют упр.)
2. Арт. гимнастика
с использованием биоэнергопластики.
(песенка гномов)
Логопедическая сказка «Гномики»
На опушке леса в маленьком домике жили-были гномики.
Утром гномы просыпались и потягивались (упр. «Бегемотик»),
———————————————————————
—Гуляли гномы по лесу и вышли на цветущую полянку
поляну. (логопед подводит детей к поляне с цветами)
3. Д/Упр. «Какие бывают цветы»
-Растения и цветы могут расти повсюду:
-Как, мы называем цветы, которые растут в поле?
-на лугу? (это луговые цветы) — в лесу? (это лесные цветы)
— в саду? ( это садовые цветы) —- выращивают в дома?
-На поляне уже распустились цветы.
Гномики удивляются: откуда появляются цветы?
Давайте им об этом расскажем.
4.Д/И «Как рождаются цветы?»
— У меня есть картинки, на которых изображено
появление цветка, но картинки перепутались.
Вам необходимо разложить их в правильной
последовательности и рассказать об этом.
Вывод: Цветы вырастают из семян.
5.Пластический этюд «Рождение цветка»
( под музыку Э.Грига «Утро»)
Зимой в земле спало маленькое семечко. Но, вот наступила весна. Солнце согрело землю. Тучка полила тёплым дождиком. И семечко проснулось. ……… |
6. Дыхательная гимнастика
( с применением ароматерапии.)
-Давайте закроем глаза и через носик вдохнём лесной воздух,
И на выдохе скажем:
— Ах!
— Ах, пахнет!
— Ах, как пахнет!
— Ах, как приятно пахнет!
— Ах, как приятно пахнет цветок!
6. Д/И «Где спрятались насекомые?»
— Ребята, а вы знаете, почему цветы всегда такие яркие
красивые, и почему они так вкусно пахнут?
— На этой полянке, наверное, тоже живут насекомые.
Давайте их поищем.
В этом, нам помогут подсказки гномов.
(раздаю детям схемы предложений с предлогами.
— Найди своё насекомое.
7.Д/И «Помоги гномам посадить цветы»
(слоговой состав слова)
— Гномы решили тоже посадить цветы на клумбах около своего дома
— Давайте вернёмся к домику и поможем им.
8. Игра «Лабиринты» (на игровизорах)
— Теперь нужно, чтобы насекомые побыстрее
нашли дорогу к этим замечательным цветам
и опыляли их! Давайте им поможем найти
дорогу в этих лабиринтах.
(дети рисуют дорожки в лабиринтах)
9.Заключительная часть:
Вот и закончилась наша прогулка, пора возвращаться домой.
Вокруг себя ты повернись,
Скорее дома очутись!
-
- Вводная беседа о весне.
- Динамич пауза:
«В гости к гномам»
Ну-ка дружно все шагают,
Выше ноги поднимают…
-
- Артикуляц. Гимнастика»
(Логопедич сказка «Гномики»)
-
- Д/И «Какие цветы?»
(в поле-полевые, в саду-…)
-
- Д/И «Откуда берутся цветы?»
(по карточкам-разложи по порядку)
-
- Пластический этюд «Рождение цветка»
(муз. Григ «Утро»)
-
- Дыхательная гимнастика:
«Ах, как пахнет!»…
-
- Д/И «Где спрятались насекомые?»
(составление предложений
с предлогами по схемам)
-
- Д/И «Помоги гномам посадить цветы»
(деление слов на слоги)
-
- «Лабиринты» (игровизоры)
- Итог. (сюрприз)
Описание артикуляционного упражнения. |
Описание движений кисти и пальцев руки. |
|
«Гномы просыпаются» | Открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз. | На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 5, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз. |
«Улыбка –
трубочка» |
Максимально растянуть губы (улыбнуться),
показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Удерживать под счет до 5 — 10 Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5 — 10 |
Ладонь находится в
горизонтальном положении , пальцы сомкнуты Пальцы собранные в щепоточку тянуть вперед |
«Месим тесто» | тобы язык был широким и спокойным,
надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя — пя — пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 5 — 10 10. |
В горизонтальном положении
четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большо го пальца по среднему |
«Блинчик» | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до 5 — 10. |
Ладонь с сомкнутыми пальцами
в горизонтальном положении |
«Вкусное варенье» | Слегка приоткрыть рот и широким
передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону |
Ладонь в форме чашечки.
Сомкнутые пальцы сгибать — разгибат |
Чашечка» | Из положения «Лопаточка» поднять
язычок вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10 |
адонь с согнутыми пальцами,
образует форму чашки |
«Посмотри в окошко» | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны, удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение яз ыка 4 — 6 |
Ладонь с сомкнутыми пальцами в
вертикальном положении. Движение ладони вниз — ввер |
«Гуляем по дорожке»
(часики) |
лыбнуться, открыть рот. Кончик языка
переводить на счет «раз — два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. Выполнить 5 раз по 10 движени |
Ладонь сжата в кулак. Указательный
палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево — вправо |
«Лошадка» | Улыбнуться, открыть рот, поднять язык
вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5 — 6 раз. |
Рука в горизонтальном положении
(лежит на стол е). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье |
«Грибок» | улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 5. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз. | кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз .
На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг (рис. 6, б) и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерж |