Цель:
1. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.
2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
3. Закреплять знания о морских жителях.
4. Познакомить детей с работой интерактивной песочницы.
Задачи:
•Образовательные:
1. Уточнять и расширять представления о живой природе.
2. Формировать умение составлять подводный пейзаж.
•Развивающие:
1. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
2. Развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя. •Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любовь к морским обитателям.
2. Бережное отношение к природе.
3. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности в работе с интерактивной песочницей.
Оборудование: интерактивная песочница, морские фигурки.
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня мы отправляемся в подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся.
1 -2 -3 – все замрём!
В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Надо только открыть глаза.
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
Воспитатель: Кто это?
Дети: дельфин.
Воспитатель: Правильно!
Эти приветливые жители морей и океанов известны всем. Игривые и любопытные, они с удовольствием приближаются к людям, чтобы пообщаться. Их кожа скользкая и гладкая, на солнышке блестит, словно покрытая лаком. Это морские животные, а не рыбы. Они дышат, всплывая на поверхность время от времени. Их детки питаются молоком. Взрослые дельфины едят рыбу. В разных местах нашей планеты водятся разные виды дельфинов. Есть и пятнистые, и серенькие, и даже черно-белые, похожие на касаток.
(Предложить им, чтобы они нашли изображение дельфина на песке и переместили фигурку на это место)
Воспитатель: Ребята, скажите, а кто же это?
Дети: медуза.
Медузы – это одни из самых древних живых существ, которые до сих пор обитают на нашей планете. На земле они появились раньше, чем появились динозавры. Среди большого разнообразия, встречаются абсолютно безопасные медузы, а также ядовитые, представляющие определенную опасность для человека. Зачастую их содержат в аквариумах, рядом с декоративными рыбками.
(Предложить детям, чтобы они нашли изображение медузы на песке и переместили фигурку на это место)
Пальчиковая гимнастика «Морские животные»
Жил да был один дельфин,
(перед грудью, плавные движения влево – вправо).
Два конька дружили с ним.
(ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх – вниз).
Приплывали к ним киты,
(руки сложены накрест, взмахи ладонями).
И акула и моржи.
Те учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого, ладони сложены)
Воспитатель: Кто это? (дети отвечают).
Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, голотуриями, морскими ежами. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на нее сверху.
(Предложить детям, чтобы они нашли изображение морской звезды на песке и переместили фигурку на это место)
Воспитатель: а это что за необыкновенное животное?
(дети отвечают)
Кальмар имеет продолговатое, поджарое туловище с треугольными плавниками по краям, короткую квадратную голову с хорошо развитыми глазами и десять щупалец. Снизу на этих щупальцах (или руках) расположены ряды присосок, усиленных прочными, жесткими кольцами. Два из этих щупалец длиннее и гибче остальных. Присоски сосредоточены на оконечностях щупалец, образуя что-то вроде «руки».
(Предложить детям, чтобы они нашли изображение кальмара на песке и переместили фигурку на это место)
Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: Кто это? (дети отвечают)
Кит – это огромное морское животное, очень похожее на рыбу. Но на самом деле – это млекопитающее. На протяжении всей своей жизни киты живут в воде. Они могут задерживать дыхание на целых два часа. На голове у кита есть круглое отверстие – дыхало. Когда кит всплывает, то из отверстия выбрасывается фонтан воздуха и водяных паров.
(Предложить детям, чтобы они нашли изображение кита на песке и переместили фигурку на это место)
Воспитатель: Кто это? (дети отвечают)
Камбала — морская рыба. Ее называют донной, потому что взрослые камбалы любят полежать на дне!
Рыбаки так и зовут эту рыбу лежебокой.
От долгого лежания у камбалы тело стало совсем плоским. А глаза у этих рыб находятся в верхней части головы, причем оба глаза на одной стороне — на правой. Глаза у камбал устроены так, что позволяют им мгновенно замечать и врагов, и проплывающую мимо добычу: мелких рыбок, мальков и рачков, а также моллюсков и червячков.
(Предложить детям, чтобы они нашли изображение камбалы на песке и переместили фигурку на это место)
Воспитатель: Кто это? (ответ детей)
Морской конек, его необычная форма тела напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и лентообразные кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и недоступным для хищников.
Его тело расположено в воде по вертикали потому, что плавательный пузырь расположен вдоль всего туловища и разделен перегородкой, отделяющей головную часть от остального туловища. Головной пузырь больше брюшного, что и обеспечивает коньку при плавании вертикальное положение.
(Предложить детям, чтобы они нашли изображение морского конька на песке и переместили фигурку на это место)
Итог:
— Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
— Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?
— Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.
-А как вы думаете, кто еще живет в море? (дети перечисляют)
Любите дети природу:
Реки, озёра, моря,
О ней проявляйте заботу —
Будут тогда чудеса.
Затем детям предлагают поиграть в песочнице с игрушками морских животных, ракушками.