Консультация для воспитателей Тема: «Использование игр В. Воскобовича в подготовке детей к обучению грамоте»

Одна из актуальных проблем современности – это развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В программных требованиях по предшкольному образованию, в разделе «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» предусмотрено, что дети 5-6 лет должны иметь представление:

  • о гласных звуках;

  • о согласных звуках (глухих и звонких, твердых и мягких);

  • знать отличие звуков и букв;

  • знать буквы русского алфавита.

Цель:

  1. Решение большого количества задач (обучение грамоте);

  2. Развивающие игры дают возможность придумать и воплотить задуманное действительность и детям и взрослым;

  3. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течении длительного периода времени, превращают игровой процесс в «в долгоиграющий восторг». И поэтому к концу года дети должны уметь:

  • Выделять звук в начале слова.

Игра «Волшебные сундучки». 

У каждого артиста есть волшебный сундучок. Представление начинается и из сундучка «Арлекина» на зрительный зал сыпятся ананасы, апельсины, арбузы, аисты.

Из сундука «Эрликина» — электирик, эхо, эксткаватор, электровоз.

из сундука «Ирликина» — ириски, игры, имена, ил.

из сундука «Ярликина» — яма, яхта, яблоко, яркий.

из сундука «Урлекина» — утюги, утки, укроп, улитки.

  • Различать звуки и буквы. 

Филимон Коттерфильдт в городе «Говорящих попугаев».

Развивающая игра «Шнур — Затейник» — это увлекательное занятие и эффективное средство развития детей 3 – 8 лет. С помощью игры дети хорошо:

  1. Ориентируются в пространстве

  2. Совершенствуют интеллект

  3. Подготовка к чтению

  4. Математическое развитие

Перед игрой прочитывается сказочная история Филимона Коттерфильда, знаменитого факира: детям показывают основные приемы работы со шнурком. Он может огибать кнопку, закручивать вокруг «Кнопки» или продевать сквозь нее. К игре прилагается схема – это варианты дорожек, узоров и изображений.

Под звук фанфар на арену цирка выходит фокусник, он поднимает вверх сверкающий щит. взмахивает жезлом. из корзины выползают змеи (красного, синего, зеленого,  цветов и начинают выписывать разные трюки).

Дети работают со Шнуром – Затейником, прописывают буквы – А, О, Ы, И, Я.

Фокусы продолжаются и Филимон в свою волшебную шляпу собирает слова со звуками: «А» — в начале слова: артист, аист; в середине слова – камень. каша. кран; в конце слова: рябина, глина, стена.

«О» — в начале слова: оса, Оля, орел; в середине слова: коса, крона; в конце слова: эхо, зло, пятно.

А игра «Снеговик» дает возможность слова: снег, год, кит, кот, кино, сок, волк. Задание: найти слово со звуком «О».

В игре «Яблонька» дети прописывают с помощью шнурка следующие слова: блок, лак, лань, ноль, моль, локон. Задание: найти слова со звуком «А».

«Игровизор» — это игровое пособие для детей от 5 – 9 лет. Изображение рисуется на прозрачном экране, с помощью маркера, имеется подложка. Ребенок вкладывает лист игрового задания под прозрачный экран и выполняет задание.

Игра развивает:

  1. интеллект (совершенствуется: внимание, память, мышление, воображение)

  2. подготовка к обучению чтению

  3. подготовка руки к письму

К «Игровизору» имеются приложения:

  1. лабиринты букв (гласные и согласные)

  2. лабиринты цифр. Игровое пособие «Катя, рыжик и рыбка»,

«предметный мир вокруг нас»

С помощью «Игровизора» можно поиграть в лабиринты букв — «А»,  «Э», «И», «Я».

  • Узнавать и называть буквы русского алфавита. 

Предлагается игра «Тир».

В «Игровизор» помещается игра  «Теремок с буквами». Дети с помощью маркера находят нужный ряд и столбик, их пересечение показывает букву:

Например: Третий ряд и третий столбик – буква «К», слова : кот, каша, мука, мак. Пятый ряд, пятый столбик – буква «Д», слова – дом, дым, погода, города, труд. Шестой ряд, второй столбик, буква «Ш», слова – школа, шарф, каша, марш.

Игра «Превращения». 

Однажды на поляне происходили настоящие чудеса. Лопушок сделал из веревочки букву «Г». Только он отвернулся, как она превратилась в букву «П». «Вот это да!» — подумал Лопушок. Закрыл глаза, открыл . а на Поляне сияло, как солнышко буква «О». Чудеса продолжались. (Детям предлагается сделать из веревочки букву «Г», затем превращаем в букву «П», затем в «О»).

Игра «Веревочкины сказки». Сказка про букву «А».

Два бегемота пришли на детскую площадку, где стояли качели, раскрашенные яркими красками. «Какие красивые качели» — восхищенно воскликнул один бегемот. «Давай покачаемся» — предложил второй. И два больших толстых бегемота уселись на тонкие детские качели. Вверх – вниз, вверх – вниз – качались бегемоты. Тр – р – р – р, вдруг раздалось на детской площадке. Качели сломались пополам, и бегемоты с криком «А – а — а» упали на землю. (На Коврографе прикрепляются одна под другой две веревочки, длинная и короткая. Короткая веревочка на некотором расстоянии под длинной. Длинная веревочка перегибается пополам.)

  • Соединять звуки и слоги, составлять слова из 3 – 4 букв, давать характеристику звукам. Работа со «Складушками».

Занятие «Боря и овечки», звук «Б» и «Б*». 

Прослушивается запись, дети пропевают слоги.

Боря сел среди бананов,

И стучит в шесть барабанов.

А поодаль – две овечки,

Учат первые словечки. (2р)

Б, БА, БО, БУ,БЫ, БЭ.

Б*, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ.

Занятие «Комарики». Звук и буква «З» и «З*».

Прослушивается запись, дети пропевают слоги:

Звонко крылышками машет,

Беспокойная мамаша.

Все мечтает комарёнка,

научить летать тихонько.

Забияку комарёнка,

научить летать тихонько.

З, ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ.

З*, ЗЯ, ЗЁ, ЗЮ, ЗИ, ЗЭ.

Занятие «Теремки Воскобовича» — это игровое пособие для детей 5 – 9 лет, состоящие из 6 теремков разного цвета:

а) белый;

б) голубой;

в) лиловый;

г) желтый;

д) коричневый;

е) серебристый.

В каждом теремке имеются обитатели)

  1. Согласные буквы Б – П – В – Г – К – Д – Т – З – С – черного цвета; Ц – Ж – Ш – синего цвета (всегда твердые); Ч – Щ – Й – зеленого цвета (всегда мягкие); * — заменитель согласной.

  2. Имеется окошко – отверстие для гласной буквы.

  3. Арка для «Огонька» — выемка для «звездочки», показывающей «запрещенные» или «не типичные» сочетания согласных с гласными.

  4. Для каждого теремка имеются сундучки с обозначениями.

С помощью «Теремков Воскобовича» можно собрать слоги, слова, дать характеристику звукам:

БОК – БАК

Б – согласный звук, звонкий, твердый.

О/А- гласный звук.

К – Согласный звук, глухой, твердый.

Тренировать навыки чтения поможет игра «Читайка на шарах».

  • Выполнять штриховку в разных направлениях.

Игра «Логоформочки  5» — это рамки вкладыши 21 века.

Имеется поле игры с сеткой 5х5для лучшего восприятия фигур вкладышей и их частей, пять подвижных линеек, части эталонных фигур вкладышей «вершки», «корешки».

Что развивает:

  1. мелкую моторику (глаз и руки)

  2. Интеллект (процессы внимания и памяти)

  3. Сенсорные и творческие особенности (умение составлять эталонные и другие геометрические фигуры из частей, обводить их, дорисовывать различные изображения).

Игра «В гостях у Крутика По». 

С помощью игры «Логоформочки 5» дети обводят по количеству фигуры, которые принес Крутик и их штрихуют в разных направлениях. В верхнем левом углу обводят – три «тарелки», штрихуют горизонтальными линиями; в левом нижнем обводят четыре «кармана» — штрихуют вертикальными линиями; в правом верхнем углу – две «кнопки» — штрихуют линиями с наклоном вправо; в правом нижнем углу – пять (дорожек) – штрихуют волнистыми линиями.

Игра «Фонарики» тоже подойдет для штриховки.

  • Обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.

Игра «Окошки с буквами» на «Игровизоре».

Дети с помощью маркера находят в четырех окошках заданные буквы и обводят, а внизу в линейках отмечают их.  Выполнив задание, дети называют буквы в разных окошках.

Игра «Волшебная восьмерка» — помогает собрать буквы (пластилин, горох, бумага, нитки). Детям предлагается сложить цифры из палочек и слов считалки. Заполняют цифры и цвета радуги.

Выводы:

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет:

  1. Перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности;

  2. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка;

  3. Создает условия для личностного развития.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/konsultatsiya-dlya-vospitatelej-tema-ispolzovanie-igr-v-voskobovicha-v-podgotovke-detej-k-obucheniyu-gramote/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

десять + двенадцать =

Яндекс.Метрика