Одна из актуальных проблем современности – это развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В программных требованиях по предшкольному образованию, в разделе «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» предусмотрено, что дети 5-6 лет должны иметь представление:
-
о гласных звуках;
-
о согласных звуках (глухих и звонких, твердых и мягких);
-
знать отличие звуков и букв;
-
знать буквы русского алфавита.
Цель:
-
Решение большого количества задач (обучение грамоте);
-
Развивающие игры дают возможность придумать и воплотить задуманное действительность и детям и взрослым;
-
Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течении длительного периода времени, превращают игровой процесс в «в долгоиграющий восторг». И поэтому к концу года дети должны уметь:
-
Выделять звук в начале слова.
Игра «Волшебные сундучки».
У каждого артиста есть волшебный сундучок. Представление начинается и из сундучка «Арлекина» на зрительный зал сыпятся ананасы, апельсины, арбузы, аисты.
Из сундука «Эрликина» — электирик, эхо, эксткаватор, электровоз.
из сундука «Ирликина» — ириски, игры, имена, ил.
из сундука «Ярликина» — яма, яхта, яблоко, яркий.
из сундука «Урлекина» — утюги, утки, укроп, улитки.
-
Различать звуки и буквы.
Филимон Коттерфильдт в городе «Говорящих попугаев».
Развивающая игра «Шнур — Затейник» — это увлекательное занятие и эффективное средство развития детей 3 – 8 лет. С помощью игры дети хорошо:
-
Ориентируются в пространстве
-
Совершенствуют интеллект
-
Подготовка к чтению
-
Математическое развитие
Перед игрой прочитывается сказочная история Филимона Коттерфильда, знаменитого факира: детям показывают основные приемы работы со шнурком. Он может огибать кнопку, закручивать вокруг «Кнопки» или продевать сквозь нее. К игре прилагается схема – это варианты дорожек, узоров и изображений.
Под звук фанфар на арену цирка выходит фокусник, он поднимает вверх сверкающий щит. взмахивает жезлом. из корзины выползают змеи (красного, синего, зеленого, цветов и начинают выписывать разные трюки).
Дети работают со Шнуром – Затейником, прописывают буквы – А, О, Ы, И, Я.
Фокусы продолжаются и Филимон в свою волшебную шляпу собирает слова со звуками: «А» — в начале слова: артист, аист; в середине слова – камень. каша. кран; в конце слова: рябина, глина, стена.
«О» — в начале слова: оса, Оля, орел; в середине слова: коса, крона; в конце слова: эхо, зло, пятно.
А игра «Снеговик» дает возможность слова: снег, год, кит, кот, кино, сок, волк. Задание: найти слово со звуком «О».
В игре «Яблонька» дети прописывают с помощью шнурка следующие слова: блок, лак, лань, ноль, моль, локон. Задание: найти слова со звуком «А».
«Игровизор» — это игровое пособие для детей от 5 – 9 лет. Изображение рисуется на прозрачном экране, с помощью маркера, имеется подложка. Ребенок вкладывает лист игрового задания под прозрачный экран и выполняет задание.
Игра развивает:
-
интеллект (совершенствуется: внимание, память, мышление, воображение)
-
подготовка к обучению чтению
-
подготовка руки к письму
К «Игровизору» имеются приложения:
-
лабиринты букв (гласные и согласные)
-
лабиринты цифр. Игровое пособие «Катя, рыжик и рыбка»,
«предметный мир вокруг нас»
С помощью «Игровизора» можно поиграть в лабиринты букв — «А», «Э», «И», «Я».
-
Узнавать и называть буквы русского алфавита.
Предлагается игра «Тир».
В «Игровизор» помещается игра «Теремок с буквами». Дети с помощью маркера находят нужный ряд и столбик, их пересечение показывает букву:
Например: Третий ряд и третий столбик – буква «К», слова : кот, каша, мука, мак. Пятый ряд, пятый столбик – буква «Д», слова – дом, дым, погода, города, труд. Шестой ряд, второй столбик, буква «Ш», слова – школа, шарф, каша, марш.
Игра «Превращения».
Однажды на поляне происходили настоящие чудеса. Лопушок сделал из веревочки букву «Г». Только он отвернулся, как она превратилась в букву «П». «Вот это да!» — подумал Лопушок. Закрыл глаза, открыл . а на Поляне сияло, как солнышко буква «О». Чудеса продолжались. (Детям предлагается сделать из веревочки букву «Г», затем превращаем в букву «П», затем в «О»).
Игра «Веревочкины сказки». Сказка про букву «А».
Два бегемота пришли на детскую площадку, где стояли качели, раскрашенные яркими красками. «Какие красивые качели» — восхищенно воскликнул один бегемот. «Давай покачаемся» — предложил второй. И два больших толстых бегемота уселись на тонкие детские качели. Вверх – вниз, вверх – вниз – качались бегемоты. Тр – р – р – р, вдруг раздалось на детской площадке. Качели сломались пополам, и бегемоты с криком «А – а — а» упали на землю. (На Коврографе прикрепляются одна под другой две веревочки, длинная и короткая. Короткая веревочка на некотором расстоянии под длинной. Длинная веревочка перегибается пополам.)
-
Соединять звуки и слоги, составлять слова из 3 – 4 букв, давать характеристику звукам. Работа со «Складушками».
Занятие «Боря и овечки», звук «Б» и «Б*».
Прослушивается запись, дети пропевают слоги.
Боря сел среди бананов,
И стучит в шесть барабанов.
А поодаль – две овечки,
Учат первые словечки. (2р)
Б, БА, БО, БУ,БЫ, БЭ.
Б*, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ.
Занятие «Комарики». Звук и буква «З» и «З*».
Прослушивается запись, дети пропевают слоги:
Звонко крылышками машет,
Беспокойная мамаша.
Все мечтает комарёнка,
научить летать тихонько.
Забияку комарёнка,
научить летать тихонько.
З, ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ.
З*, ЗЯ, ЗЁ, ЗЮ, ЗИ, ЗЭ.
Занятие «Теремки Воскобовича» — это игровое пособие для детей 5 – 9 лет, состоящие из 6 теремков разного цвета:
а) белый;
б) голубой;
в) лиловый;
г) желтый;
д) коричневый;
е) серебристый.
В каждом теремке имеются обитатели)
-
Согласные буквы Б – П – В – Г – К – Д – Т – З – С – черного цвета; Ц – Ж – Ш – синего цвета (всегда твердые); Ч – Щ – Й – зеленого цвета (всегда мягкие); * — заменитель согласной.
-
Имеется окошко – отверстие для гласной буквы.
-
Арка для «Огонька» — выемка для «звездочки», показывающей «запрещенные» или «не типичные» сочетания согласных с гласными.
-
Для каждого теремка имеются сундучки с обозначениями.
С помощью «Теремков Воскобовича» можно собрать слоги, слова, дать характеристику звукам:
БОК – БАК
Б – согласный звук, звонкий, твердый.
О/А- гласный звук.
К – Согласный звук, глухой, твердый.
Тренировать навыки чтения поможет игра «Читайка на шарах».
-
Выполнять штриховку в разных направлениях.
Игра «Логоформочки 5» — это рамки вкладыши 21 века.
Имеется поле игры с сеткой 5х5для лучшего восприятия фигур вкладышей и их частей, пять подвижных линеек, части эталонных фигур вкладышей «вершки», «корешки».
Что развивает:
-
Интеллект (процессы внимания и памяти)
-
Сенсорные и творческие особенности (умение составлять эталонные и другие геометрические фигуры из частей, обводить их, дорисовывать различные изображения).
Игра «В гостях у Крутика По».
С помощью игры «Логоформочки 5» дети обводят по количеству фигуры, которые принес Крутик и их штрихуют в разных направлениях. В верхнем левом углу обводят – три «тарелки», штрихуют горизонтальными линиями; в левом нижнем обводят четыре «кармана» — штрихуют вертикальными линиями; в правом верхнем углу – две «кнопки» — штрихуют линиями с наклоном вправо; в правом нижнем углу – пять (дорожек) – штрихуют волнистыми линиями.
Игра «Фонарики» тоже подойдет для штриховки.
-
Обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.
Игра «Окошки с буквами» на «Игровизоре».
Дети с помощью маркера находят в четырех окошках заданные буквы и обводят, а внизу в линейках отмечают их. Выполнив задание, дети называют буквы в разных окошках.
Игра «Волшебная восьмерка» — помогает собрать буквы (пластилин, горох, бумага, нитки). Детям предлагается сложить цифры из палочек и слов считалки. Заполняют цифры и цвета радуги.
Выводы:
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет:
-
Перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности;
-
Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка;
-
Создает условия для личностного развития.