Консультация для воспитателей. Тема: «Обучение дошкольников чтению»

Учитель-логопед Соболева Т.А.

Наши воспитанники скоро пойдут в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для них безболезненно и как можно успешно. Будущему первокласснику необходимо накопить необходимый багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к усвоению основ письменной речи – чтения и письма. Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию устной речи необходимо уделять достаточное внимание. Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребёнок должен сначала усвоить не название букв, а обозначаемые ими звуки – [б], [б’], а не «бэ»; [н], [н’], а не «эн»; [ л], [л’], а не «эль» и т.д. Звуки, а не буквы помогут ребёнку в слиянии слогов, слов. Только после освоения послогового чтения ребёнка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов речевого аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а…, у-у-у… и т.д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно!) открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребёнком темы «Деление слов на слоги». Определяя количество слогов, ребёнок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Определяем количество слогов в слове разными способами – просим ребёнка отхлопать, прошагать, оттопать и т.д. Гласных звуков 6: А, О, У, И, Э, Ы. Гласных букв 10: А, О, У, И, Ы, Э, Ю, Е, Ё, Я. Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какоелибо препятствие в речевом аппарате (губы, зубы, язык, нёбо). Некоторые согласные звуки можно произносить длительно (м-м-м, р-р-р…), но петь их нельзя. Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Звонкость или глухость согласных ребёнок может проверить самостоятельно. При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий «горлышко дрожит» (ж-ж-ж), если такого дрожания нет – значит, звук глухой (ш-ш-ш)

 Большинство согласных звуков могут быть как твёрдыми, так и мягкими [б – б’]. согласны [ж]. [ш],[ ц] – всегда твёрдые, согласные [й], [ч], [щ] – всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твёрдости или мягкости согласного звука. Ребёнок может научиться различать твёрдые и мягкие звуки только на слух, с помощью тренировки. В период овладения основами письменной речи ребёнок сталкивается с множеством условных обозначений. В детском доме мы применяем те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Тогда ребёнку не придётся в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение. Так, гласный звук мы обозначаем красным цветом, твёрдый согласный звук – синим цветом, мягкий согласный звук – зелёным цветом. Слияние букв в слоги – очень сложный процесс. Наиболее доступным для прочтения оказываются звуковые сочетания гласных звуков типа: ау, уа, иа, ауи, уио. Вторым по сложности прочтения является обратный слог типа: ам, уп, ик. Третьим по сложности чтения является прямой слог типа: са, бы, но. Затем отрабатываем слоги типа: аха, уху, мам. После того, как ребёнок научился читать слоги разного вида, переходим к чтению односложных слов (мак, кот, дом), далее двухсложных (кино, муха), трёхсложных (лопата, собака) и далее слов со стечением согласных (стол, кошка и т.п.). Уважаемые родители, в ваших силах добиться того, чтобы процесс овладения навыками чтения и письма стал доступным и интересным для малыша. А поскольку основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, именно она будет вам лучшей помощницей. Постарайтесь сделать занятия с ребёнком привлекательными для него: развивайте его любознательность, будите в нём игровой азарт, станьте его партнёром в игре, сотрудничайте с малышом, но, ни в коем случае не принуждайте.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/konsultatsiya-dlya-vospitatelej-tema-obuchenie-doshkolnikov-chteniyu/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

15 − 2 =

Яндекс.Метрика