В последние 3 – 5 лет в российском обществе значительно выросло число детей, фактически лишенных права жить и воспитываться в родной семье. Причины социального сиротства достаточно многообразны, но первопричиной является семейное неблагополучие. Кризис в семье ставит ребенка в экстремальное, часто социально – опасное положение, угрожающее его жизни.
В детский дом поступают дети с серьезными психоневрологическими нарушениями в развитии, многие — с выраженными нарушениями поведения. Без комплексного подхода всех специалистов учреждения, без создания у таких детей чувства безопасности, позитивной самооценки и уверенности в своих силах, реабилитационный процесс невозможен. После прохождения ребёнком адаптации, воспитатели проводят вводное диагностическое обследование, для выявления уровня развития и возможных психологических отклонений. А так как на успешность социальной адаптации (как результата) в значительной степени влияют именно особенности психического развития, необходимо, что бы вся работа по социальной адаптации (как процесс) носила коррекционно-развивающую направленность. Это позволяет выделить в работе по социальной адаптации воспитанников коррекционно-развивающие функции.
При реализации коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации воспитанников целенаправленно и систематически проводится работа по профилактике негативных отклонений и задержек в развитии детей. Для этого у нас в доме созданы условия для развития детей. В режиме дня предусмотрено чёткое чередование занятий, прогулок, подвижных игр, занятий по интересам, нормальная продолжительность сна, полноценное сбалансированное питание. Проводятся мероприятия по закаливанию и укреплению здоровья детей.
Воспитатели стараются создать комфортную эмоциональную обстановку для наших воспитанников. Каждый педагог знает, что у детей должны быть удовлетворены важнейшие потребности- в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении. Каждого ребёнка стараемся включать в разнообразные виды деятельности. При проведении коррекционно- развивающей работы используем развивающие игры, приёмы, упражнения, элементы психогимнастики, создание ситуаций успеха, целенаправленных поездок, экскурсий. Все педагоги стараются насыщать жизнь детей событиями, обогащать новыми впечатлениями: устраиваем концерты, в которых дети с удовольствием участвуют. В настоящее время дети готовятся к большому празднику «Дню именинника». Все очень ждут этот день.
Воспитатели Баткаева Н.Я. и Целикова Г.В. привлекают детей к театрализованной деятельности. У каждого ребёнка есть возможность проявить свои артистические способности. Благодаря этой работе, дети стали проявлять интерес к сказкам, развивать интонационную выразительность речи, обогащать свой словарный запас. У детей заметно улучшилось звукопроизношение.
Воспитатель Поздняк Т.П. работает над коррекцией эмоционально- волевой сферы старших дошкольников по программе «Тропинка к своему Я» Проведённая работа дала свои результаты: дети стали лучше распознавать эмоции, соотносить эмоции с пиктограммами, понимать эмоциональные состояния свои и других людей, узнавать эмоциональные состояния по интонации голоса.
Воспитатель Петричева С.И. проводит коррекционно- развивающую работу по программе «Грамотей-ка». В игровой форме дети знакомились с буквами и звуками родного языка, выполняли различные задания, осваивали слоговое чтение.
Воспитатель Лешундак Т.А. занимается с самыми маленькими воспитанниками по программе «Говорушечки». Татьяна Анатольевна проводит большую и очень нужную работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством. Малыши с удовольствием обыгрывают потешки и песенки.
Воспитатель Иванченко И.Г. применяет в своей работе нетрадиционные техники рисования, реализует программу «Цветные ладошки».
Воспитатели школьных групп Осадчук Н.В. (программа «Мукосолька») и Овсянникова О.Я (программа «Юный кулинар) проводят большую работу по развитию у детей творческих способностей, воображения, желания готовить разнообразные блюда. Наталья Витальевна недавно защитила свою программу на краевом инклюзивном фестивале-конкурсе «Путь к успеху» Мальчишки и девчонки с большим желанием лепят из теста различные предметы, а потом их украшают.
Ольга Яковлевна учит ребят кулинарному мастерству. Школьники знают, сколько и каких продуктов, необходимо для приготовления того или иного блюда. Это им всё пригодится в дальнейшей жизни.
Наши логопеды Татьяна Антоновна и Анна Валерьевна проводят кропотливую работу по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи, постановке звуков, связной речи.
Социальный педагог Балыкова Е.П. реализует программу «Подготовка детей к жизни в приёмной семье». Своими впечатлениями от занятий, Елена Петровна поделилась с сотрудниками.
Вся эта работа носит коррекционно- развивающую направленность и способствует адаптации и социализации воспитанников в условиях детского дома.