Отчет о реализации программы «Мы вместе» в группе «Юный навигатор»

Для реализации дополнительной общеобразовательной программы «Мы вместе» создаются все условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его ум и здоровье — это превеликая ценность на земле. Счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым.

Учитывая, что ребенок, попадая в детский дом, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих, закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие». Воспитательная ценность программы в том, что она способствует становлению коллектива, подчинение своих интересов его интересам, а также формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

В основе программы заложены принципы:

— ориентация на общечеловеческие ценности как основу здоровой жизни;

— формирование социально-ценностного отношения к принятым в обществе нормам и правилам поведения;

— содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни;

— признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Целью данной программы является создание условий для развития творческих способностей, социальной активности, самостоятельности и ответственности, самовоспитания и саморазвития личности воспитанников.

Задачи:

— формирование понятия о необходимости здорового образа жизни;

— развитие познавательной сферы воспитанников, расширение у них знаний о мире и человеке;

— воспитание профессионально – трудовой готовности воспитанника;

— развитие разносторонних качеств личности ребенка: потребности в созидательном труде, в здоровом образе жизни; самодостаточности, целеустремленности;

— приобщение к культурным традициям русского народа и народов мира;

— развитие креативности (творческого начала), коммуникативных навыков и социальной адаптированности.

Реализация данной программы рассчитана на учебный год, в этапах которого используются: принцип гуманистического подхода, принцип коллективной творческой деятельности, индивидуальности, творческого саморазвития, демократического сотрудничества, свободы выбора и доступности.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является осознание воспитанниками норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у воспитанников навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Сформированность профессионально — трудовой готовности воспитанника.

Содержание программы разделено на 5 блоков: «Твое здоровье», «Этикет», «Мораль и право», «Семейное воспитание», «Профориентация».

Блок «Твое здоровье» направлен на формирование у воспитанников здоровья и здорового образа жизни.

В рамках этого направления в течении года воспитателями проводились инструктажи по охране здоровья и жизни в различных ситуациях; воспитательные часы: «Роль витаминов в жизни человека», «Личная гигиена», «Гигиена полости рта», «Уход за волосами», «Красивые ногти — ухоженные ногти», «Гигиена тела», «Питание – основа жизни» и др. Медицинским персоналом на «Школе здоровья» проводились лекции: «Первая помощь при обморожении», «Первая помощь при ушибах», «Первая помощь при отравлении», ролевая игра «Составляем меню на день» и д. р.

Воспитанники активно принимали участие в спортивных соревнованиях в детском доме: «А ну-ка, мальчики» с сотрудниками военной части, «Зарница», «А ну-ка, мальчики! А ну-ка, девочки!»; соревнованиях по мини – футболу и артекболу; квест – играх «Поляна добрых дел» и «Дорогами бессмертного полка» и др.

Воспитанники посещали спортивные секции по легкой атлетике, баскетболу, настольному теннису и ритмике.

Блок «Этикет» направлен на формирование у воспитанников ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических идеалах и ценностях.

В рамках этого направления воспитателями проводились беседы: «Правила поведения в общественных местах», «Этикетные запреты», «Вежливость – необходимое проявление общей культуры», «Сервировка стола» и др. Игры – тренинги «Назови меня ласково», «Мы ждем гостей» и др.

В ноябре воспитанники детского дома приняли участие во всероссийском уроке милосердия, посвященного Дню инвалидов.

Блок «Мораль и право» предусматривает создание условий для воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В рамках данного направления воспитанники посещали кружок «Краеведение». Целью которого было обобщить понятие малая Родина, воспитание интереса и желания узнать больше о родном городе.

Воспитателями были проведены беседы и воспитательные часы по темам «Биробиджан — наш дом», «Что такое конституция? Какие права и обязанности есть у тебя», «Конвенция о правах ребенка», «Социальные права» и д. р.

С целью развития экономического мышления у детей, ознакомления с экономическими понятиями такими «деньги», «бюджет», «расход», «доход» были проведены воспитательные часы, ролевая игра «Путешествие по городу эконому», экскурсия в Центробанк.

В рамках всероссийского дня правовой помощи детям, воспитанники детского дома приняли активное участие в квест – игре «Правознайка», организованной прокуратурой Еврейской автономной области.

В течение всего учебного года в детском доме проходили различные по форме мероприятия, посвященные главному историческому празднику — Дню Победы в Великой Отечественной войне. Воспитанники детского дома стали участниками дистанционных мероприятий, в ходе которых продолжили знакомство с историческими материалами о Великой Отечественной войне.
Были проведены воспитательные часы «Пионеры – герои войны», «Герои народа – герои страны», «Дети войны», «Города – герои»; проведены конкурс рисунков и конкурс чтецов, мастер – классы «Солдатский треугольник», «Гвоздика для ветерана»; театрализованные представления.

Блок «Семейное воспитание» направлен на формирование у воспитанников представлений о семейных взаимоотношениях.

Для реализации данного направления жизненное пространство детского дома, создание условий быта и жизнедеятельности максимально приближенных к домашним.

Воспитателями были проведены воспитательные часы: «Я и моя семья», «Распределение обязанностей в семье», «Семья и семейные трудности» и д. р.; ролевые игры «Поход в магазин», «Приходите в гости к нам», «Как украсить праздничный стол».

На таких занятиях дети получают знания о семье, о роли родителей в воспитании детей, о семейных традициях и праздниках, о взаимоотношениях всех членов семьи, о домашнем труде, семейном хозяйстве, о бюджете и экономике семьи. Дети учатся шить, штопать, вязать, готовить еду.

Дети имеют возможность овладевать различными видами хозяйственно-бытовой деятельности:

 уход за комнатными растениями через организацию работы в групповых уголках природы;

 еженедельно в группах проводятся «Кулинарные субботы»;

 сервировка стола (организация дежурств в столовой);

 проведение уборок в спальных и игровых комнатах своих групп.

Блок «Профориентация» направлен на закрепление знаний детей о различных профессиях, формирование умения работать, развивать творческий потенциал.

В детском доме проживают дети, наделенные разными способностями. Поэтому важно создать условия для профессионального самоопределения воспитанников, оказать помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей. Данная цель была достигнута через организацию разнообразной досуговой деятельности:

— анкетирование по изучению профильных и профессиональных намерений;

— посещение выставок книг, посвящённых различным профессиям в филиале № 5 Центральной городской библиотеки;

— экскурсии в отдел ГИБДД управления МВД России по ЕАО, Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ЕАО; экскурсия в парикмахерскую, в книжный магазин, на почту, в аптеку.

— воспитательные часы «Мир профессий», «Профессия и состояние здоровья», «Спектр профессий» и др.

Также в рамках профориентации оформлялись информационные и тематические стенды, где для воспитанников была представлена информация в доступной и наглядной форме о разнообразии профессий «Все профессии важны, все профессии нужны».

На протяжении учебного года мы обращали особое внимание на вовлечение воспитанников в школьную жизнь, формирование доверительных отношений между учеником и учителем, большое внимание уделяли общению в малых группах, индивидуальные беседы воспитателя с воспитанниками.

Для выявления уровня интеллектуального развития и тревожности, изучения межличностных отношений мы проводили диагностику в виде анкетирования. Результаты показали, что многие воспитанники, которые обучаются в 1 классе, не усидчивы, мотивация к обучению слабая, уровень тревожности на среднем уровне, взаимоотношения с другими детьми, взрослыми, классным руководителем и одноклассниками дружественные, иногда бывают не уверенными в своих силах, но при этом любят и не боятся браться за любое новое дело.

Результатом реализации программы стало повышение уровня познавательной активности у воспитанников, расширение кругозора воспитанников, повысилась культура общения. Ребята помогают друг другу, заботятся о младших, стараются защищать своих одногруппников. Сформировано такое качество как сопереживание.

Все воспитанники знают и выполняют правила поведения на дороге, умеют вести себя в общественных местах.

Расширение связей с социальными партнерами способствовало тому, что ребята свободно чувствуют себя в обществе как сверстников, так и взрослых. Чувствуют себя на равных с окружающими.

Наряду с этим в реализации программы выявлены следующие проблемы:

  1. Воспитатели при подготовке к воспитательным часам, не всегда продумывают интересные формы организации воспитательного часа и использования интернет технологий.
  2. Загруженность воспитанников перед проведением больших культурно-массовых мероприятий приводят к тому, что часть воспитательных часов выпадают из плана.
  3. Вне поля зрения часто остаются вновь прибывшие воспитанники и малоактивные дети.
  4. Требуется доработка и переосмысление некоторых разделов программы.

Тем не менее данную программу мы считаем актуальной для работы с нашими воспитанниками в следующем году, считаем, что она должна привести к личному успеху детей, научить их приносить пользу людям и обществу, уметь анализировать свою деятельность, отвечать за свои поступки, не бояться принимать самостоятельно решение.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/otchet-o-realizatsii-programmy-my-vmeste-v-gruppe-yunyj-navigator/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

двадцать − 14 =

Яндекс.Метрика