Проект «SOS! Поможем зимующим птицам»
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников: 6-7 лет.
Участники: педагог, дети.
Актуальность: вторая половина зимы – самое сложное время для оседлых пернатых. Пока их перелетные сородичи наслаждаются теплом и обильным кормом, им приходится буквально выживать, ища пропитание в любом месте. И если не обеспечить им хоть минимальную помощь, то суровая и морозная зима беспощадно уничтожит минимум несколько сотен особей. Присмотритесь, ведь птицы сами делают первые попытки сблизиться с человеком, когда начинают собираться в стайки и подлетать к местам проживания или постоянного нахождения людей.
Участие в мини-проекте «SOS! Поможем зимующим птицам!» позволяет организовать действенную помощь птицам зимой, применять полученные ранее знания о птицах, их питании, среде обитания на практике.
Цель проекта:
Привлечение дошкольников к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия «зимующие птицы», оказание помощи птицам в зимний период. Развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Задачи проекта:
-
Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, и их образе жизни, роли человека в жизни птиц.
-
Формировать представления дошкольников о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.
-
Организовать регулярную подкормку птиц.
-
Познакомить детей с видами кормов, способами и правилами подкормки птиц.
-
Информировать детей о необходимости и правилах зимней подкормки птиц.
-
Воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
,
Методическая работа по проекту:
— формирование потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
— повышение профессионального уровня в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
— развитие способности к самоанализу собственной педагогической деятельности.
Формы и методы работы:
-игры-ситуации;
-беседы;
-выставка работ в технике тестопластика «Рябинка для пернатых»;
-экскурсии;
-разучивание стихотворений о птицах;
Планируемые результаты:
— иметь представление о зимующих птицах;
— регулярно подкармливать птиц зимой;
-любить и бережно относиться к природе.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный
— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
— Подбор необходимой литературы по данной теме.
2.Основной этап
Взаимодействие с детьми
Задача: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях городской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.
— Наблюдение на прогулках, кормление птиц.
— Показ презентации по теме.
— Беседы, чтение литературы, рассматривание зимующих птиц в природе и на иллюстрациях в книгах и журналах.
— Игры (подвижные, дидактические, сюжетно — ролевые).
— Изготовление кормушек из сбросового материала.
Дидактические игры:
«Каждой птице свое место»;
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»;
«Каких птиц много на дереве?»;
«Веселый счёт птиц»
«Найдите и покормите зимующих птиц»;
«Назови птенца».
Художественное творчество:
— лепка тестопластика «Рябинка для пернатых»;
— аппликация манной крупой «Снегири»;
— рисование «Птички-невелички»; т.п.
Подвижные игры:
«Вороны-воробьи»;
«Коршун и наседка»;
«Ворона»;
«Воробышки и кот».
Исследовательская деятельность:
1.Использование оптического прибора, с целью накопления информации через наблюдения за птицами, их повадками, предпочтение определенным видам кормов.
2.Рассматривание мест постоянного пребывания птиц (небольшие площадки под елями).
3. Какой вид птиц постоянно посещал кормушки с едой?
4.Какие условия влияют на посещение птицами кормушек?
3. Заключительный
Презентация «SOS! Поможем зимующим птицам»
В итоге дети узнали
1. Для постройки кормушек подходит любой подручный материал – пластиковые бутылки, пакеты из-под молока и т.д.
2. Кормушку посещал только один вид птиц – Домовый воробей.
3. Птицы предпочитают высококалорийные корма – сало, хлеб, пшено, что особенно важно в условиях низких температур, так как такие корма способствуют поддержанию высокой температуры тела.
4. Количество кормящихся птиц зависит от температуры – чем выше температура, тем больше птиц собирается в кормушке.
5. Наиболее благоприятным для кормления является послеобеденное время суток.
— дети стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе;
— сами напоминают, что надо взять корм и разложить в кормушки;
— дети чувствуют ответственность за птиц, прилетающих на участок;
— повысился уровень экологических знаний у детей;
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей.
Спасибо за внимание!
Приложение к проекту
Тема: «Покормите птиц зимой»
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. Закрепить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Содержание:
Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.
— А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
— Жалко? (Очень жалко)
— Послушаете стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки — непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны! »
— Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
— Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
— Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережка: «Ладно!
Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
— Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
— Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
— Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи — крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби — крупу, хлеб.
— Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
— Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
— Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
— Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетаться, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
— Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
— Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)
— Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
По небу весело скользят,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое! »
Стихотворения о птицах для малышей
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Александр Яшин
***
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А. Чепуров
***
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Автор: Т. Зайцева
***
Про синиц
ЕЛОЧКА НА УЛИЦЕ
Елка смотрит гордо ввысь,
Знает — праздник скоро!
Огоньки на ней зажглись,
Словно светофоры!
Снег над елочкой идет,
Снег на ней искрится,
А в ветвях ее живет
Желтая синица.
Возле елки игры, смех,
Кот под елкой жмурится —
Эта елочка для всех,
Елочка на улице?
В. Викторов
***
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто
***
ИНЕЙ
Всюду иней серебрится,
Ветка каждая блестит.
Скачет, прыгает синица
И на месте не сидит:
Как бы перья синие
Не покрылись инеем.
Э. Чумичева
***
Синица
Я. Аким
Я приехал
В деревенский тёплый дом.
Снег хрустит,
Мороз ядрёный
За окном.
Только сел
Чайку напиться —
Слышу вдруг,
По стеклу стучит синица:
Стук-постук!
Я кормушку
Из дощечек мастерю,
Сыплю крошки,
— Пообедай, — говорю.
А синица
Не похожа на синиц,
Не дерётся,
Угощает прочих птиц.
Прилетели
Воробьи да снегири —
А синица сторонится:
— На, бери!
Хорошо жилось мне!
Утром я вставал
И свою подружку
Сразу
Узнавал.
Хоть зимой у птиц
Отменный
Аппетит,
Склюнет крошку —
И в окно ко мне глядит.
Быстро кончился
Короткий отпуск мой.
Попрощался
С тёплым домом —
И домой.
Людно в городе,
Машины, трескотня…
Как ты там живёшь,
Синичка,
Без меня?
***
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!
***
Про снегирей
ЗИМА
Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки,
Голые кусты.
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели,
Утром до зари
В рощу прилетели
Стайкой снегири.
Е. Авдиенко
***
Снегирь
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть
А. Барто
***
Снегири, снегири,
Как осколочки зари,
Скачут на дорожке.
Ты, мороз, их не бери
Обожжёшь ладошки.
***
Снегири
А. Прокофьев
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинку принёс;
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
Николай Рубцов
***
Снегирь
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
***
Снегири — смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.
***
Ой, какие снегири
Цвета утренней зари,
На деревья сели
Яркой акварелью.
Черненькие шапки,
Тоненькие лапки,
Круглые пушочки,
Розовые щечки.
Флейтой засвистели,
Ух ты, полетеееели..
Борина М.
Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны
И от холода нет обороны…
***
Ворона
А. Блок
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это всё у вороны — игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна и дышать ей привольно!..
***
Про воробья
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
***
Воробышки
На дворе — морозище
Градусов под сорок,
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
Что в морозы лютые:
Плохо греют шубки…
—Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
Кушайте, воробышки
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
Воробей ведь маленький,
Сразу, как запрыгает.
Потеряет валенки.
(В. Звягин)
***
Воробушки
В. Берестов
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы, живы мы!
***
Воробей
И. Мазнин
Скачет бойкий воробей
Возле маленьких детей:
— Эй, ребятки,просьба есть,
Бросьте крошечек поесть.
Помогите воробью,
Я вам песенку спою!
***
Воробей
Н. Рубцов
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Свиристели
За окном метут метели,
Но случается порой —
Прилетают свиристели
Ягод поклевать весной.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись.
***
Свиристели, свиристели
Как рябину углядели?
С ели быстро улетели,
На рябину налетели.
Осмотрели всё вокруг
И тихонько сели в круг.
***
Свиристели прилетели,
Голосочки узнаёшь?
Есть, бедняжки, захотели,
А зимою что найдёшь?
Ни зерна, ни хлебной крошки,
И земля, как снежный ком.
А рябинные серёжки,
Тёмно-красные серёжки,
Пересыпаны снежком,
Белым-белым, сахаристым,
Синим, розовым и чистым…
Дятел
Раздаются на морозе
Позывные строчки «морзе».
Это кто там, в вышине,
Шлёт привет тебе и мне?
На берёзе пёстрый дятел
Чей-то домик конопатит.
Он хвостом упёрся в сук,
Носиком стучит: тук-тук —
По берёзовой коре
Дробью точки и тире
***
Целый день всё тук, да тук –
Раздаётся странный звук.
Мастер дятел так стучит,
Сойке домик мастерит.
Приходи на новоселье,
То–то будет здесь веселье!
Пёстрый Дятел всем вокруг
Славный доктор, добрый друг.
Всех вредителей он съест,
От врагов очистит лес.
Может, ты и нас устроишь,
Всем по домику построишь?
Клесты
Полюбуйтесь-ка клестами –
Клювы сложены крестами.
Щеголи – на загляденье:
В ярко-красном оперенье!
В теплом гнездышке уютном
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лютый,
Вот какие молодцы!
***
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.
Подвижные игры
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель: закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.
«ПТИЦЫ».
Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные).
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».
Цель: учить детей понимать смысл предложения.
Ход игры. Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.
Воробей ходит по земле.
Ворона долбит дерево.
Клест клюет сало, и т.д.
«ПТИЧКИ И КОШКА»
Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.
Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок — кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях — скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на полу.
Птицы слетают с деревьев (спрыгивают), летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм), летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья — залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Пойманный становится кошкой.
Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.
«СОВУШКА»
Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность.
Ход: все дети — птички, бабочки и т.д., один — сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал «день». Варианты: можно подавать такие сигналы «день наступает — все оживает», «ночь наступает — все замирает»; или сигналы могут быть музыкальные: день — громкая музыка, ночь — тихая.
«ПТИЧКИ И КОШКА»
Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.
Ход: восп-ль выкладывает круг из веревки или шнура. Дети становятся по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают водящим — кошкой (вороной), которая находится в центре круга; Кошка засыпает, а птички прыгают в круг, летают. По сигналу вос-ля кошка просыпается, произносит: «Мяу!», и начинает ловить птичек, а они улетают за пределы круга. Пойманных птичек кошка оставляет около себя. Игра повторяется с другим водящим, после того, как предыдущий поймает 4-5 птичек.
Правила: ловить можно только тех птичек, которые находятся в кругу.
Усложнение: дети не прыгают по кругу, а только впрыгивают и выпрыгивают;
«ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ»
Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности
Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» — говорит вос-ль, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» — ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.
«Птичка и птенчики»
Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в двигательной активности.
Ход: Дети делятся на группы по 5—6 человек. Каждая группа имеет свой домик — гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы веревка и т. п.). Малыши, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель — птичку. На слова «Полетели — полетели!» птенчики выпархивают из гнездышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова воспитателя «Полетели домой!» птенчики возвращаются в свои гнездышки. Игра повторяется 3—4 раза.
Правила: Педагог следит, чтобы дети-птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома — там больше корма.
«Воробышки и кот
Цель: упражнять в мягком приземлении на полусогнутые ноги; в умении быстро реагировать на сигнал; бегать с увертыванием.
Ход: Дети стоят на скамеечках или на больших кубиках, разложенных на полу по одну сторону площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (воспитатель или кто-нибудь из детей). Кот спит. «Воробышки полетели», — говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных кот отводит к себе в дом. Игра повторяется 5—6 раз.
«Кот и воробышки»
Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы.
Ход: кот — располагается на одной стороне зала, воробышки — на другой.
Воробышки приближаются к коту:
Котя, котенька, коток,
Котя — черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
После этих слов кот восклицает: «Мяу!» — и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту
«Птички в гнездышках»
Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.
Ход: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручей или кругов из шнуров). По сигналу вос-ля «полетели» — вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» — убегают на свои места. Повторяется 3 раза.
«Воробышки»
Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совершенствовать навыки смены направления движения по сигналу.
Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах — в гнездах). Утром воробышки просыпаются — потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.
«Попрыгай, как….»
Цель: упражнять в умении передавать образ животного в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений.
Ход: дети изображают прыжки животных, птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала:»Правильно, угадали».