Рабочая парциальная программа «Цветные ладошки»

Пояснительная записка

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «… от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка Оно помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Программа является составным компонентом вариативной части адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелым недоразвитием речи и характеризует систему организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми младшего дошкольного возраста, определяет ценностно – целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для детей 3-5 лет.

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта — Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В дополнение к ней используется программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.

Цель:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитывающая: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи:

1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

4. Создавать условия для коммуникативной деятельности детей.

5. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

6. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим взрослым и сверстникам.

Актуальность:

На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании, применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию). Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов через освоение культурного мирового наследия.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники: тычок жесткой кистью; оттиск поролоном; отпечатки листьев; рисунки из ладошек; кляксография; волшебные веревочки.

Организация занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в воскресенье. Длительность занятия от 15 до 20 минут. Организация детей – по подгруппам по 5 человек.

Продолжительность учебного года по Программе с октябрь по май включительно.

Используемый материал: акварельные краски, гуашь; трафареты; «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования – пробки, шерстяная нить, поролон, восковые и масляные мелки; стаканы для воды; матерчатые салфетки; подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы, используемые на занятиях: практические – упражнения, игровые методы; словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, объяснение, пояснение; наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

• Организация ежемесячных выставок детских работ.

• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

• Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Ожидаемый результат:

Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Расширение и обогащение художественного опыта.

Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

Овладение простейшими приемами рисования.

Используемая литература:

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки — авторская программа

2. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства

3. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать

4. Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварели

5. Е. П. Арнаутова Педагог и семья.

6. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста

7. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/rabochaya-partsialnaya-programma-tsvetnye-ladoshki/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

3 × четыре =

Яндекс.Метрика