Развитие диалогической речи воспитанников в театрализованной деятельности

Тема: «Развитие диалогической речи воспитанников в театрализованной деятельности».
( из опыта работы)

Воспитатель: Баткаева Н.Я.

Моей темой по самообразованию является работа по развитию диалогической речи воспитанников через организацию театрализованной деятельности. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в моей группе все дети имеют нарушения речевого развития различной степени. ФГОС дошкольного образования определяет ведущим видом деятельности — игру. Так как именно она самая близкая ребенку и позволяет ему самовыразиться, социализироваться и развиваться в соответствии с требованиями основной и психологической готовности к обучению в школе.
Мне театрализованная деятельность позволяет решать многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, позволяет формировать опыт социального поведения ребенка (ведь каждое литературное произведение имеет нравственную и эмоционально окрашенную психологическую направленность).
К числу важнейших задач в работе с дошкольниками, относится формирование у них связной    речи.
Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения.
Овладение диалогической речью — необходимое условие полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками.
 Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность, которая позволяет решать многие коррекционно – образовательные задачи, касающиеся формирования диалогической речи и ее выразительности.
Наблюдая за детьми, я заметила, что многие дети достаточно трудно вступают в диалог, испытывают трудности различной степени выраженности, связанные с поддержанием беседы;
-в основном высказывания детей не логичны, имеет место «застревание» на второстепенных деталях, пропуск главных событий, повтор отдельных эпизодов;
-общаясь в группе (несколько собеседников), дети не могут дождаться своей очереди, перебивают друг друга, теряют тему диалога;
-многие дети предпочитают не вступать в диалог, а «оставаться в тени»;
-содержание предложений детей, как правило, малоинформативно;
-отмечаются стойкие недостатки при отборе языковых и интонационных средств речи;
-самостоятельная речь детей характеризуется, как сбивчивая, невнятная, маловыразительная, косноязычная.
Все это ведет к необходимости формирования у детей диалогической речи.
И самой яркой, непринужденной формой, которая помогает справиться с вышеуказанными проблемами, является театральная деятельность, ведь основной речевой формой при драматизации является диалог.
Поэтому я поставила перед собой задачи:
1. Формировать диалогическую речь посредством театральной деятельности:
а) развивать способность слушать и понимать;
б) своевременно отвечать, передавая интонацию вопроса, ответа, радости, удивления, грусти и т.д.;
в) вырабатывать умение формировать и задавать вопросы;
г) учить использовать в речи неполное предложение, восклицание, междометия.
2. Развивать технику речи (речевое дыхание, дикция, интонационная выразительность, сила голоса).
3. Развивать монологическую речь – учить детей развернуто и полно, четко и взаимосвязано рассказывать о чем – либо.
4. Совершенствовать координацию движений.
5. Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
6. Учить детей мимике, пантомимике и выразительным жестам.
7. Активизировать и пополнять словарный запас.
8. Воспитывать культуру общения.
9. Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение.
Для этого я использовала различные виды упражнений театральной деятельности, используемые на занятии и в быту.
Виды упражнений:
— Упражнения для развития интонационной выразительности.
— Упражнения для эмоционального развития детей.
— Коррекционно – развивающие игры.
— Игры на развитие мелкой моторики.
— Упражнения на развитие мимики, пантомимики, выразительности жестов.
— Упражнения на дыхание.
— Театральные этюды, игры – драматизации.

Принципы проведения занятий:
а) активность;
б) гуманность,
в) системность знаний;
г) импровизационность;
д) учет индивидуальностей каждого ребенка;
е) принцип интеграции всех видов деятельности;
ж) связь обучения и творчества.
 Один раз в неделю провожу занятия кружка по театрализованной деятельности « В гостях у сказки». Составила перспективный план с учетом возрастных физиологических и психологических познавательных особенностей детей. Разработала темы занятий кружка. Работая с литературой, я подобрала игры, упражнения, инсценировки, скороговорки, пальчиковые игры. Они развивают в детях выразительность, память, воображение, способность импровизировать, координацию движений, вырабатывается уверенность в своих силах, звучность и красоту голоса, расширяется диапазон, совершенствуется дикция, художественный вкус. На занятиях я стараюсь создать атмосферу искусства, сделать занятия радостными, увлекательными. Дети слышат и усваивают прекрасную речь наших классиков и ясную мелодичную полную лирики и юмора речь народного творчества. Я думаю, что такие занятия делают ребенка богатым духовно и счастливым.
     Очень важны упражнения дыхательной гимнастики, потому что дыхание – основа речи. Полезны упражнения на развитие голоса, которые создают его мягкость, силу и звучность. Обыгрываем считалки, потешки, стихи, хороводы. Такие как «Кисонька-Мурысенька», «Наша Таня», «Спор животных», «Овощи» и др.

Выполняем этюды для социально – эмоционального развития, этюды на развитие пластики, тренируем речь в движении, проводим пальчиковые игры, игры с перчатками, ведь, чем лучше развиты у ребенка движения кистей и пальцев, тем лучше развивается его речь.
 

 Дети очень любят инсценировать различные знакомые сказки. С помощью театра учу детей искусству диалога. Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в нем эмоциональный отклик, рождает различные эмоции.

Многократное повторение упражнений вырабатывают устойчивые рефлексы речи. На театрализованных занятиях дети разучивают роли, учатся управлять куклами, действовать в соответствии с ролью, поддерживать диалог. Затем для детей детского дома показываем спектакли.
Неуверенные в себе ребята стараются спрятаться за ширму от зрителя, а дети, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировках, как актеры драматических театров. При этом они наблюдают друг за другом, обогащают свой личный опыт.  В конце — концов почти все дети постепенно приходят к тому, что хотят выйти на сцену, а выход на сцену —  это ответственность перед зрителями. У актеров появляется ряд обязанностей: учить роль, хорошо сыграть в спектакле. В такой творческой обстановке ребенок развивается быстрее, полноценнее, он чувствует, что его способности востребованы, он нужен коллективу.
 Сначала сказки проигрываем в настольном, теневом, кукольном, пальчиковом театрах.

Для драматизации сказок на сцене мы учим роли, отрабатываем основные движения: поклоны, жесты, мимику; вырабатываем интонацию голоса, подбираем песенки, игры, костюмы.

Я заметила, что дети становятся более дружными, любознательными, общительными, менее агрессивными, менее конфликтными. У детей появляется желание творить, делать декорации, элементы костюмов своими руками. Они меньше конфликтуют, потому что разговаривают друг с другом, учатся вести диалог.

Организуя  предметно – пространственную развивающую среду в группе, я руководствуюсь возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников. Игровой и учебный материал периодически заменяю, дополняю.
В группе есть театральный уголок с разными видами театра:
— пальчиковый, би – ба – бо, плоскостной, маски, театр мягкой игрушки, настольный театр, и др.
— ширма передвижная, ковер, колонка- проигрыватель, ноутбук, театральные костюмы.
— реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
— атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации.

Таким образом, можно сделать вывод, что через различные виды театра  активно развивается не только диалогическая речь ребенка, но и моторно-двигательная, зрительная, слуховая координация; формируются творческие способности, артистизм; расширяется словарный запас. Театральная деятельность способствует развитию внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, выразительность, повышает работоспособность. Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/razvitie-dialogicheskoj-rechi-vospitannikov-v-teatralizovannoj-deyatelnosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

8 − 5 =

Яндекс.Метрика