Развитие и коррекция эмоциональной сферы старших дошкольников

Аннотация

Данный материал содержит методические и практические разработки по развитию и коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников.

Предложенные серии конспектов коррекционно-развивающих занятий по темам «Наше настроение», «Наши чувства» являются частью работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников.

Целью данного комплекса занятий является умение детей старшего дошкольного возраста понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональные состояния других людей, использование детьми выразительных средств мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции, восприятие детьми графического изображения эмоций, использование выразительной речи. Каждое занятие построено в игровой форме. Доступно и интересно детям.

Предложенные игры, упражнения, этюды помогут детям снизить уровень тревожности, почувствовать уверенность в себе и развить навыки взаимодействия со сверстниками. Предлагаемые формы работы с дошкольниками позволяют решать задачи коррекции эмоциональной сферы каждого ребёнка: понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей, выражать собственные эмоции (мимика, жесты, поза, слово), а также контролировать своё поведение. Данные игры и упражнения можно включать, как в непосредственно-образовательную деятельность, так и в проведение режимных моментов.

Методический материал носит практико-ориентированный характер, рекомендован педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям.

Пояснительная записка

«Эмоции являются «центральным звеном»

психической жизни человека, и прежде

всего ребёнка»

Л.С. Выготский

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растёт сеть альтернативных дошкольных образовательных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются различные методические материалы на фоне этих прогрессивных изменений к сожалению, явно недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличии от его интеллектуального развития.

Однако «лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единство способны обеспечить полноценное развитие ребенка» (Л.С.Выготский).

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны быть выдвинуты на один уровень с приоритетными задачами воспитания.

В процессе развития ребёнка происходят изменения и в его эмоциональной сфере, но эту сферу необходимо развивать. В последние годы становится все больше и больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают другие нарушения, которые проявляются в негативном поведении. Ведь при кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определенных знаний в определённый уровень развития. Ведь чем больше ребёнок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого. За годы работы в детском саду, я убедилась, что многие дети скованны в выражении своих эмоций и чувств, но ведь это (эмоциональное состояние) — «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Нравственное развитие и воспитание личности необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими собственными эмоциями.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Психотерапевт Гаспаров И.Г. точно подметил: «Многие родители не придают значения переживаниям ребенка, считая их пустяками, не заслуживающими внимания. Ребёнок остается один на один со своими эмоциями и часто не в силах справиться с ними. Эмоции стимулируют умственное развитие. Ребёнок, своевременно усвоивший науку эмоционального самовыражения, не только вырастит добрым, нравственным, но и приобретёт навыки эффективного мышления, что поможет ему легче войти во взрослую жизнь.»

К этой проблеме обратилась и Стожарова Марина Юрьевна из Ульяновского государственного педагогического университета им.

И.Н. Ульянова. В своей работе по теме: «Совместное познавательное общение родителей с детьми как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников», она делает выводы: Проблема возникновения и развития эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста является очень актуальной на данном этапе. Проявления эмоциональных нарушений у дошкольников можно наблюдать повсеместно в практике работы детского сада и в практике семейного воспитания.

Дети с эмоциональным дискомфортом не имеют ни серьезных соматических заболеваний, ни повреждений мозга, но, тем не менее, у них возникают различные осложнения в психическом развитии. К этой группе можно отнести детей с такими отклонениями в эмоциональной сфере, как аффективность, боязливость, излишняя робость, замкнутость, тревожность. Сюда же относятся дети с ярко выраженной импульсивностью, негативизмом, упрямством, агрессивностью.

Кроме того, часто у детей, имеющих эмоциональные нарушения, возникают проблемы в социальной адаптации, для них характерно неумение общаться со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время в практике семейного воспитания возникает столкновение двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, всеобщая гуманизация воспитания, реализация призывов видеть в ребенке партнера по общению и деятельности, быть рядом, а не «над» ним, предоставить больше самостоятельности. С другой стороны, в связи с возрастающими требованиями школы расширяется интеллектуализация общения в семье. Стремление родителей к дополнительному образованию дошкольников для подготовки их к школе разрешается нередко авторитарными методами. Неграмотно организуя познавательное общение, родители могут невротизировать своих детей, усугубить уже имеющиеся эмоциональные нарушения. Возникает противоречие целей и способов познавательного общения родителей с детьми, что приводит к нарушению гармоничного эмоционального развития ребенка.

В контексте исследуемой нами проблемы значимыми представляются положения психологической науки о том, что, во-первых, наиболее важной чертой подобных эмоциональных нарушений, возникающих у дошкольников, является их обратимость, корригируемость (по Л.С. Выготскому), во-вторых, о том, что личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребёнка и его семьи (по В.Н. Мясищеву). Проведённые в лаборатории под руководством А.В. Запорожца научные исследования генезиса эмоций в дошкольном детстве показали зависимость эмоционального развития ребёнка от содержания и структуры детской деятельности, от характера взаимоотношений ребенка с окружающими, от того, как он усваивает определённые общественные ценности и идеалы в общении с другими людьми

Выяснилось, что важное значение для формирования проссоциальных мотивов и эмоций имеет такой стиль руководства детской деятельностью, при которой ребёнок становится её полноценным участником. Излишняя регламентация поведения ребенка снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к тому, насколько успешно осуществляется общее дело и насколько оно значимо для окружающих. Показано, что авторитарно-директивное воспитание препятствует развитию у ребёнка рефлективности и креативности, ограничивает самостоятельный поиск решения проблемы, способствует закреплению негативных эмоциональных переживаний. Вместе с тем, воспитание самостоятельности, при условии эмоциональной поддержки, способствует освоению и реализации более эффективной когнитивной стратегии развития детей на эмоционально положительном фоне. Таким образом, развитие мыслительной активности ребёнка в процессе познавательной деятельности и его эмоциональное развитие взаимосвязаны.

Новая система отношений строится на эмоциональном принятии ребёнка и, в то же время, предоставлении ему возможности поиска самостоятельных форм и способов деятельности».

Закончить хочется словами А.В.Запорожца: «Эгоизм детей не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания и ограниченности социально-нравственного опыта ребёнка»

Основной материал

В нашей группе было проведено диагностическое обследование на выявление уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников. При обследовании мы использовали следующие методики: «Эмоциональная индентификация» (автор Е.И. Изотова); «Понимание эмоциональных состояний других людей по интонации голоса» (автор Г.А. Урунтаева); «Я и эмоции» (автор В.М. Минаева)

При проведении методики «Эмоциональная индентификация», детям предлагалось определить и назвать эмоциональные состояния по фотографиям. Далее дошкольникам необходимо было соотнести эмоции с соответствующими пиктограммами.

Для выявления уровня понимания эмоциональных состояний других людей по интонации голоса была проведена методика «Понимание эмоциональных состояний других людей по интонации голоса»

Вниманию детей был предложен рассказ про мальчика Алёшу, который пошёл на рыбалку ловить рыбу и те эмоциональные состояния, которые испытывал мальчик, каждый ребёнок должен был определить по интонации голоса воспитателя, и подобрать фотографию мальчика с данным эмоциональным состоянием из пяти предложенных, причём в рассказе встречается только 4 эмоциональных состояния.

С целью изучения уровня использования старшими дошкольниками средств выразительности мимики и пантомимики при воспроизведении заданного эмоционального состояния была проведена методика «Я и эмоции».

Ребёнку предлагают продемонстрировать весёлого, печального, испуганного, сердитого, удивлённого мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения. В ходе выполнения отмечаем выразительные средства, используемые ребёнком.

На основе результатов диагностики нами была разработана коррекционно – развивающая работа, которая осуществлялась на занятиях, в режимных моментах и на специально организованных коррекционно- развивающих занятиях двух циклов, проводившихся 1 раз в неделю.

Цикл 1. «Наше настроение» представлен следующими темами: «Мы радуемся», «Мы иногда грустим», «Мы иногда злимся», «Мы удивляемся» «Нам иногда бывает страшно» Целью данного комплекса занятий является умение детей понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональные состояния других людей, использование детьми выразительных средств мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции, восприятие детьми графического изображения эмоций, использование выразительной речи.

Цикл 2. «Наши чувства» представлен следующими темами: «Как вернуть хорошее настроение», «Я и мои чувства», «Добро и зло живут в одной душе», «Случаи из жизни и копилка добрых дел» Цель данного комплекса занятий- ориентировать детей в сфере понимания собственных эмоций (причины эмоций и их последствия), закрепить навыки социально-приемлемых способов выражения чувств, содействовать упрочению позитивных социальных ценностей в коллективе группы. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, терпимость, развивать позитивное представление ребёнка о себе.

На каждом занятии поддерживалась атмосфера доброжелательности, взаимного доверия. В качестве средств использовались игровые задания и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально- личностной сферы детей («Зеркало», «Лото настроений», «Волшебный мешочек», «Моё настроение», «Я радуюсь, когда…» и т.д.). Также необходимо отметить, что все игровые задания и упражнения отбирались нами с учётом индивидуальных особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников. Они были направлены на умение детей понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональные состояния других людей, выражать собственные эмоции (мимика, пантомимика, слово), а также умение контролировать своё поведение.

После проведения каждого занятия давались рекомендации родителям, например, отмечать моменты, когда дети удивляются, радуются. Поощрять детей дома в высказываниях, что они чему-то рады, пробовать рисовать лицо с улыбкой (грустное, удивлённое, злое, испуганное). Применять на практике приёмы снятия напряжения и недовольства- самомассаж лица «Утка и кот», волшебное заклинание упражнение «Тух-тиби-дух», побуждать детей хвалить друг друга в процессе выполнения совместной работы и другие. Необходимо отметить, что все родители отнеслись к нашим рекомендациям с большой ответственностью. Применяли их с детьми в различной деятельности.

Прежде чем научить детей воспроизводить заданное эмоциональное состояние с использованием средств выразительности мимики и пантомимики, нужно научить понимать и различать данные эмоциональные состояния. Для этого мы использовали упражнения «Составляем пиктограмму» (попробуем сделать радостную фотографию. Возьмём овал. Давайте подберём детали лица. Подбираем рот, нос, глаза, брови, чтобы лицо получилось радостным. Проговариваем, какие детали делают лицо радостным) и так с каждым эмоциональным состоянием. С детьми, которые испытывали большие затруднения с пониманием и распознаванием эмоций, мы проводили индивидуальную работу. Затем задания усложнялись: (составляем пиктограмму «злость», а затем переделываем её в «радость» и т.д.) Также ребята, полученные навыки закрепляли в рисунках. Так при рисовании «Учимся рисовать сердитое лицо», мы спросили детей, легко ли было рисовать злое лицо? Оказывается, что нелегко, и когда мы попросили детей продемонстрировать эмоцию злости, то оказалось, что злиться тоже тяжело — мышцы лица напрягаются.

В своей работе были использованы психологические этюды на выражение различных эмоциональных состояний: этюды на выражение удовольствия и радости: «Жар-птица», «Карлсон», «Встреча с другом», «Негаданная радость». Этюды на выражение удивления: «Круглые глаза», «Что такое?». Этюды на выражение грусти и печали: «Старый гриб», «Золушка», «Я так устал». Этюды на выражение гнева: «Король Боровик не в духе», «Хмурый орёл», «Разъярённая медведица». Этюды на выражение страха: «Гроза», «Ночные звуки», «Злая собака». Данные этюды были направлены на развитие у дошкольников понимания эмоциональных состояний других людей и умения адекватно выразить своё с использованием средств мимики и пантомимики. Необходимо отметить, что выполнение заданий такого типа вызывало у детей определённые трудности. Конечно не все дети сразу включались в работу, мы старались поощрять таких ребят, подбадривать, помогали им преодолеть стеснение (Надя, Вика, Алина). С интересом играли дети в игру «Шурум-бурум». Эту фразу нужно было произнести с заданной интонацией. При проведении игрового задания «Больше не сержусь», дети предлагали свои способы избавления от гнева (Дима- обнять себя за плечи, Влада-постучать по подушке, Игнат- спрятать руки в карманы). На закрепление эмоции удивление, мы предложили детям подвижную игру «Удивительная газета» На пол кладётся развёрнутая газета. Пока играет музыка, все бегают, как только музыка остановится, все становятся на газету. На пол заступать нельзя. На следующем этапе газета складывается пополам, и игра продолжается. Потом ещё раз пополам. Дети должны понять, что для того, чтобы выполнить правила игры, им нужно обняться. Удивительно, правда, что на такой маленькой газете, поместилось столько человек (дети изобразили эмоцию удивления). При выполнении таких заданий ребёнку, мы обращали внимание на проявление того или иного эмоционального состояния, какие признаки указывают на то, что человеку радостно, (грустно, страшно, обидно и т.д.)

С помощью красок, мелков, карандашей, мы предлагали детям нарисовать своё настроение, при этом воспитатель пояснял, что ребёнок может просто рисовать цветные пятна, линии, что-то понятное или непонятное. Главное, выбирать те цвета, которые ему хочется взять именно сейчас. Задания такого типа помогало ребятам снять тревожность, избавиться от стеснительности, раскрыться перед взрослым.

В результате выполнения упражнений и заданий дети научились понимать и лучше дифференцировать различные эмоциональные состояния, правильно соотносить данные эмоции с пиктограммами. Определять эмоциональные состояния по интонации голоса.

При воспроизведении эмоциональных состояний с использованием средств мимики и пантомимики, движения, жесты не у всех ребят стали более выразительными, что ещё раз подчёркивает, что процесс коррекции трудоёмкий и долговременный.

Проведённая коррекционно- развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста оказала положительное влияние на развитие эмоциональной сферы детей данной категории.

Подбор специальных игровых упражнений и заданий и их использование при проведении занятий, оказали существенную помощь в организации образовательно-воспитательного процесса.

Результаты проведённой коррекционно- развивающей работы показали в целом положительную динамику в развитии эмоциональной сферы у старших дошкольников, что подтверждает вывод о том, что присущие дошкольникам нарушения эмоциональной сферы поддаются коррекции при условии организации целенаправленной, последовательной и систематической работы.

Список используемой литературы

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88с
2.Выготский Л.С. Учение об эмоциях: В 6 т. Т.6. М., 1984.

3.Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности,

Дошкольное воспитание. -2003.№1. 20-27с.
4.Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! – М.: Генезис, 2002. – 144 с.
5.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.

6.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль,2001.

7.Лопатина А.А.,Скребцова М.В. Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни. М.,2006.
8.Минаева В.М. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание.

9.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: АРКТИ, 2003.48с.
10.Стожарова М.Ю. Эмоциональное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду.-2005.№2.с65-68
11.Стожарова М.Ю. Психологическое здоровье старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду. – 2005. — №5. – с.19-25.

12.Урунтаева Г.А. Ю.А. Афонькина. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

13.Чистякова М.И. Психогимнастика (под ред. М.И.Буянова)- М.: Просвещение,1990
14.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. – М.:

Приложение 1.

Родительское собрание на тему «Общаться с ребёнком как?»

Задачи:

  • Содействие невербальному и вербальному общению родителей с детьми.

  • Дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей.

  • Формирование гармоничных отношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей.

  • Обогащение двигательного опыта детей и развитие психофизических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы.

  • Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей, о некоторых способах профилактики плоскостопия.

  • Развитие у детей и у взрослых творчества в движении.

  • Развитие у детей внимания, памяти, воображения, мышления.

  • Формирование у родителей практических умений в области воспитания ребенка.

  • Повышения педагогической и психологической культуры родителей.

Ход мероприятия:

Работа с «кувшином эмоций».

Образ кувшина поможет нам разобраться в переживаниях родителей и ребенка. Представим его схематично на рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к «кувшину эмоций».

Переживания детей и родителей можно сравнить с полным или даже переполненным стаканом или кувшином, когда эмоции выплёскиваются через край. Попробуем разобраться в причинах.

Начинаем с верхнего слоя, самых неприятных, разрушительных эмоций – гнева, злобы, агрессии. Они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми.

Но это чувства вторичные, они возникают от переживаний совсем другого рода – таких, как боль, страх, обида. Чувства второго слоя можно назвать страдательными: в них присутствует большая или меньшая доля страдания, поэтому их нелегко высказать, о них умалчивают, их скрывают из-за боязни унизиться, показаться слабым.

Причина их возникновения – в неудовлетворении потребностей. За любым негативным переживанием мы всегда найдем нереализованную потребность: в любви, внимании, ласке.

Четвертый слой «кувшина эмоций» отражает отношение к самому себе, самооценку. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он может справиться.

Далее с опорой на схему обсуждаются ситуации.

Ситуации «Чей «кувшин эмоций» переполнен?».

  • Подходя к дому, Вы встречаете собственного ребенка: лицо измазано, пуговица оторвана, рубашка вылезла из брюк. Прохожие оглядываются, улыбаются, вам же неприятен вид ребенка и немного стыдно перед соседями. Однако ребенок ничего не замечает: он прекрасно провел время, а сейчас рад встрече с Вами.

  • Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Вы торопитесь на работу, сын мешает, путается под ногами, одним словом, раздражает Вас.

  • Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!»

  • Дочка собирается гулять. Мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

  • Как бы Вы ответили на такую жалобу дочери: «Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они даже не взглянули».

Ситуации «Чувства ребенка»

Чувства нужно определить и назвать.

  • Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

  • Старший сын маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».

  • «Сегодня, когда мы ходили на прогулку, Петя выбил у меня корзину для игрушек и из нее все высыпалось».

Ситуации «Чувства родителей»

Нужно определить свои возможные переживания.

  • Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.

  • Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите Вашего ребенка-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

  • С работы должен прийти муж, вы просите ребенка сбегать за хлебом, она отказывается.

  • Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.

«Я-сообщение»

После анализа ситуаций участники пробуют подобрать возможные варианты ответов, используя «Я-сообщение».

Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме: «Мне не нравится, я не хотела бы…», т.е. не обвиняя и не критикуя (в отличие от «Ты-сообщения»): «Ты это сделал (разбил, намусорил и т.п.). В ответ на «Ты-сообщения» ребенок обижается, защищается, дерзит, поэтому их желательно избегать.

«Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать взрослого. Нередко мы закрываемся от них броней «авторитета» во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее приподнять хотя бы на миг. Порой дети поражаются, узнав, что взрослые могут что-то чувствовать!

В ответ на нашу открытость и искренность они тоже становятся искреннее, начинают понимать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

Высказывая свое отношение к происходящему без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.

Следует избегать ошибки: начав фразу с «Я-сообщения», не заканчивать ее «Ты-сообщением»: «Мне не нравиться, что ты такая неряха».

Можно использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова: «Меня раздражает, когда дети хнычут».

Задание.

Выберите из ответов тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению».

Ситуация 1.

Вы в который раз зовете ребенка обедать. Она отвечает «сейчас» и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

Ваши слова:

  • Да сколько же раз тебе надо говорить!

  • Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.

  • Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2.

У вас важный разговор с коллегой. Ребенок то и дело его прерывает.

Ваши слова:

  • Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

  • Не мешай разговаривать.

  • Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?

Ситуация 3.

Вы приходите домой уставшая. У вашего ребенка друзья, игры и веселье. На столе – следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды.

Ваши слова:

  • Тебе не приходит в голову, что я могу быть уставшей?!

  • Убери за собой посуду.

Приложение 2

Игровая деятельность родителей вместе с детьми.

Задачи:

  • Обогащение двигательного опыта детей и развитие психофизических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы.

  • Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей, о некоторых способах профилактики плоскостопия.

  • Развитие у детей и у взрослых творчества в движении.

  • Развитие у детей внимания, памяти, воображения, мышления.

  • Формирование у родителей практических умений в области воспитания ребенка.

  • Повышения педагогической и психологической культуры родителей.

Ведущий: «Что умеют делать ваши пальцы на ногах и на руках? (Ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Хотите узнать, что еще могут ваши пальчики? Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться».

Взрослые и дети выполняют самомассаж.

Вы готовы глазки? Да!

(поглаживание век)

Вы готовы ушки? Да!

(поглаживание ушей)

Вы готовы ручки? Да!

(поглаживание кистей рук)

Вы готовы ножки? Да!

(поглаживание ног)

Вы готовы?

(развести руки)

Да!

(обнять себя руками)

Ведущий: «А садимся в поезд и отправляемся в путь» (аудиозапись «В деревне к бабушке поеду» из альбома «Ладушки», серия «Ритмика для детей»).

Первая станция «Лесная»

Подвижная игра «Найди свою палатку»

Цель: учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внимание, память.

Оборудование: круги и эмблемы красного, желтого, зеленого, синего цвета, аудиозаписи «На зарядку становись», «Лесные птицы».

В разных сторонах зала находятся цветные круги («палатки»). Играющие располагаются вокруг них: сначала дети, за ними родители.

По сигналу «идем в лес!» взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:

  • Медведя (ходьба на внешней стороны стопы, руки полусогнуты в локтях, перед собой);

  • Лису (ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой);

  • Тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены);

  • Волка (обычная ходьба, руки перед грудью, соединены между собой в запястьях – одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются);

  • Дикую лошадь (ходьба на коленях, руки опираются на кулачки);

  • Оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются);

  • Филина (обычная ходьба, плавные движения рук в стороны).

По сигналу «По палаткам» каждая пара (взрослый – ребенок) должна занять свое место – встать напротив такого цветового сектора, который соответствует цвету их эмблемы. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

Вторая станция «Театральная»

Малоподвижная игра «Зеркало и обезьяны»

Цель: научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Взрослый стоит напротив детей и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки. Ведущий показывает сюжетные пальчиковые под речитативы, дети выполняют, а родители им помогают.

Петушок.

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

(Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)

Гусь.

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

(Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу).

Кошка.

У кошки ушки на макушке,

Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам).

Третья станция «Эстафетная»

Цель: развивать быстроту, ловкость, мелкую моторику рук и ног.

Оборудование: канаты (2), цветные резиновые диски, ребристые доски (2), мячи диаметром 15 см. (по количеству детей), корзина, гимнастические палки (2). Аудиозапись «Рожки и копытца» из альбома «Прыг-скок» (серия «Ритмика для детей»).

Участники стоят в двух колоннах (за каждым взрослым – ребенок). Родители помогают детям выполнять задания эстафеты.

Задание для родителей. Найти и взять резиновый диск такого цвета, который соответствует цвету эмблемы, пройти приставным шагом по канату, пройти по ребристой доске, положить диск возле гимнастической палки и вернуться бегом в колонну.

Задание для детей. Пройти приставным шагом по канату, пройти по ребристой доске, взять из корзины мяч и положить его на диск.

Четвертая станция «Массажная»

Цель: научить элементам самомассажа пальцев рук и ног.

Оборудование: массажные мячики.

Взрослый располагается напротив ребенка и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки.

  1. Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней.

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.

(растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)

Затем руки я помою.

(«моют» руки)

Пальчик в пальчик я вложу, на замочек их закрою и тепло поберегу.

(расцепить пальцы и перебирать ими)

  1. В положении сидя поглаживание и растирание голени, бедра.

Трем рукой-мочалкой – вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз – пятки и носочки.

Вверх-вниз, вверх-вниз – ножку до колена –

Вверх-вниз, вверх-вниз – мы помоем чистенько.

Вверх-вниз, вверх-вниз – а бедро разотрем.

Вверх-вниз, вверх-вниз – и гулять пойдем.

  1. Родители делают массаж стопы своему ребенку.

Пальчики на ножках как на ладошках. Вместе я их соберу и шагать начну.

(поглаживание пальцев ног)

Каждый пальчик разотру, каждый пальчик покручу.

(растирание каждого пальчика стопы)

Разведу вперед, назад и сожму в руках.

(руками тянуть пальцы от себя, на себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные! Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!

Пятая станция «Джунгли»

Подвижная игра «Ловля обезьян»

Цель: развитие быстроты, мелкой моторики рук.

Оборудование: запись песни «Чунга-чанга».

Дети, изображающие обезьян, и взрослые, изображающие обезьян-родителей, располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне находится ловец (педагог), который показывает движения обезьянкам, те повторяют их.

Руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев.

Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук, сжимание и разжимание пальцев.

Руки разведены в стороны, наклоны вправо (влево).

Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.

Ходьба на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и пальцы ног.

По сигналу «Ловец» обезьяны бегут к своим родителям. Тех, кто не успел убежать, ловец уводит к себе.

Шестая станция «Игровая»

Цель: научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

Оборудование: большой платок, мелкие игрушки.

Взрослый располагается напротив ребенка и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки.

  1. Упражнения для профилактик плоскостопия.

Гусеница – сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.

Барабанные палочки – постукивание пальцами ног.

Пальчики поссорились и помирились – размыкание и смыкание пальцев ног.

Пальчики играют – волнообразные движения пальцами ног.

  1. Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.

  2. Игра с платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».

Ведущий: «Вы имели возможность убедиться: пальцы рук и ног могут играть, изображать животных, показывать театр, они любят массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете и дома».

В конце встречи родителям и детям предлагают пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова. Каждому родителю вручается буклет.

Приложение 3.

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Игра «Пиктограммы»

 Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
 На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.

Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

 После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. 

Если ребёнок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребёнок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать ребятам пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Игра «Я радуюсь, когда…» 


Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребёнок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребёнку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребёнка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

Упражнение «Музыка и эмоции»

  Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая — грустная, довольная, сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная, задушевная — отчуждённая, добрая — усталая, тёплая — холодная, ясная — мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

 Упражнение «Способы повышения настроения»

Предлагается обсудить с ребёнком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чём-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

Игра «Волшебный мешочек»

Перед этой игрой с ребёнком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребёнку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нём есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один «волшебный мешочек», из которого ребёнок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Игра «Лото настроений»

Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своём наборе животное с такой же эмоцией.

Игра «Назови похожее»

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счёт слов, обозначающих различные эмоции.

Упражнение «Моё настроение»

Детям предлагается рассказать о своём настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

Игра «Испорченный телефон»

Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

Игра «Что было бы, если бы»    

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Облака

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание игры. Педагог читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягенький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Н.А. Екимова.

 

Дожди

Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.

Описание игры. Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя, изображают дождь. Он может быть весёлым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.

Берёзки

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения.

Описание игры. Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя:

«Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Облетают листья на берёзах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на берёзах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки».

Джинн

Цель: развитие выразительных движений, групповой сплочённости.

Описание игры. Дети встают в круг с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джинн. Ребёнок, выбранный на роль Джинна, находится в центре круга. После волшебных слов «Крибле! Крабле! Бум!», которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.

СНЕЖИНКИ

Цель: развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Описание игры.

1-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается каждому рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует.

2-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмоцию на своей снежинке; затем рассказать, что снежинка чувствует.

НАРИСУЙ ОБЛАКО

Цель: развитие воображения, сосредоточенности.

Описание игры. Детям предлагается нарисовать облако, каждому своё, с определённым настроением. Настроение облака может быть таким, как у автора рисунка.

КУБИК

Цель: развитие выразительности движений, внимания, произвольности.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.

2-й вариант. Ребёнок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображённое на его грани. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.

ПАНТОМИМА

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движения.

Описание игры. Водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего.

Фразы могут быть такими:

О горе мне, горе…

Ах, какой счастливый день!

Бедная я, несчастная!

Ура! Я еду на море!

 Психогимнастические упражнения (этюды), основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

Новая кукла (этюд на выражение радости)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Баба-Яга

(этюд на выражение гнева)


Баба-Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)


Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)


Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Солёный чай (этюд на выражение отвращения)


Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Золушка (этюд на выражение печали)

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

Один дома (этюд на выражение страха)

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

«Ласковые ладошки»

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

«Секретики»

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

Игра «На полянке»


Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какогоон цвета?
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Предложенные пословицы и поговорки, в которых встречаются эмоциональные проявления человека, можно использовать в работе с детьми. Они помогут детям глубже осознать представленные здесь эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее.

Не так страшен черт, как его малюют.

Боится его, как черт ладана.

Боится, как черт попа.

Бояться волков — быть без грибков.

На трусливого много собак.

Бояться несчастья — и счастья не будет.

На трусливого и уж — змея.

В располохе и медведь труслив.

Он сам своей тени боится.

Волка боятся — и от белки бежать.

В баню идти — пару не бояться.

Волков бояться — в лес не ходить.

Пуганая ворона куста боится.

Грозит мышь кошке, да издалека.

Пуганый зверь далеко бежит.

Дай бог нашему теляти да волка поймати.

Кто назад бежит, тот честью не дорожит.

Дрожит, как лист на осине.

Молодец — на овец, а на молодца — сам овца.

Душа в пятки ушла.

Страх по пятам за неправдой ходит.

Кого медведь драл, тот и пенька в лесу боится.

Страхов много, а жизнь одна.

Бодливую корову из стада вон.

На чужой сторонушке рад своей коровушке.

Бранись, а на мир слово оставляй!

Сердце веселится — и лицо цветет.

Браниться бранись — а рукам волю не давай!

Весело поется, весело и прядется.

Всякая ссора красна мировою.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Гнев — плохой советчик.

Кончил дело — гуляй смело.

Гневлив с горшками не ездит.

Гость доволен — хозяин рад.

Господин гневу своему — господин всему.

Не спеши карать — спеши миловать.

Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.

Не торопись казнить, дай слово вымолвить.

С людьми браниться — никуда не годится.

Криком изба не рубится.

Видна печаль по ясным очам, а кручина — по белу лицу.

Горе — море, не переедешь.

С ребятами горе, а без них — вдвое.

Горе не горе, лишь бы не было боле.

Час в добре поживёшь — всё горе забудешь.

Горе не задавит, а с ног свалит.

Вперёд да вперёд — так меньше горе берёт.

Горе не ищут — само приходит.

Всякое горе со временем забывается.

Горе — как море, берегов не видно.

Где горе, тут и слезы.

Горе — не плуг, а бороздки прокладывает.

Горе горевать — не пир пировать.

Горе с сердца — гора с плеч.

Горе горюй, а руками воюй.

Горе старит, а радость красит.

Горе да беда — с кем не была!

Горе — что стрела разит.

Горе лёгкое болтливо, а тяжёлое — безмолвно.

День меркнет ночью, а человек печалью.

Горе молчать не будет.

Слезами горю не поможешь.

Приложение 4.

Конспекты коррекционно-развивающих занятий по теме «Наше настроение»

Занятие 1. Мы радуемся

Задачи:

Создать позитивный настрой на совместную работу в группе.

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Знакомить с чувством радости; передавать радостное выражение в рисунке, развивать воображение

Материал: пиктограмма радости, дид. игра « Что со мной?», иллюстрация к сказке «Крошка Енот», разноцветные круги, колпак клоуна, фломастеры.

I этап. Организационный

Приветствие «Облако»

II этап. Мотивационный

Упражнение 1 «Я радуюсь, когда…»

Упражнение 2 (с зеркалом). «Крошка Енот»

Динамическая пауза «Весёлые мартышки»

III этап. Практический

Упражнение 3 «Составляем пиктограмму радость»

Упражнение 4 «Весёлые шарики»

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, прощание «Облака»

Задание для родителей

Отмечать моменты, когда дети радуются.

Поощрять детей в высказываниях, что они чему-то рады.

Пробовать рисовать лицо с улыбкой.

Занятие 2. Мы иногда грустим

Задачи:

Создать позитивный настрой на совместную работу в группе.

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Знакомить с чувством грусти; передавать грустное выражение в рисунке, развивать воображение

Материал: пиктограмма грусти, дид. игра «Что со мной?», пиктограммы с разными эмоциями, пейзажи в разной цветовой гамме, музыкальное сопровождение.

I этап. Организационный

Игра «Паровозик с именем»

Сейчас каждый из вас превратится в вагончики паровоза. Я- паровоз. Когда паровоз будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть своё имя. Я начну: Свет-ла-на. Я проехала целый круг и теперь выберу одного из вас – он будет теперь паровозом вместо меня, а я стану вагончиком и положу ему руки на плечи. Будем вместе повторять его имя. Так будем делать, пока все вагончики не присоединятся к паровозу. Главное- сохранить целым паровоз до конца его поездки. Не теряйтесь и не раскрепляйтесь! Тогда у нас всё получится.

II этап. Мотивационный

Упражнение 1 (с зеркалом)

Закрепляем с детьми, какие детали делают лицо весёлым и грустным.

Упражнение 2 Составляем пиктограмму грусть, а затем переделываем её в радость.

Динамическая пауза «Весёлые мартышки»

Упражнение 3 «Незаконченные предложения»

Мне бывает грустно, когда… (с передачей мяча)

III этап. Практический

Упражнение 4 «Радость и грусть»

Внимательно посмотрите на рисунки с природой. Выберите один рисунок, глядя на который у вас радостное настроение и один рисунок, который вызывает у вас грусть. (обсуждение)

Рисование «грустное облако»

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака»

Задание для родителей

Отмечать моменты, когда дети грустят, постараться выяснить причину такого настроения, обязательно приободрить ребёнка, помочь ему выйти из этого состояния.

Пробовать рисовать грустное лицо.

Занятие 3 «Мы иногда злимся»

Задачи:

Создать позитивный настрой на совместную работу в группе.

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Знакомить с чувством раздражения, злости, гнева, передавать злое выражение в рисунке. Способствовать развитию воображения.

Материал: пиктограммы раздражения, гнева, обиды, игра «Что со мной?», круги разного цвета, восковые мелки, шаблоны облаков, картинки с изображением весёлых, грустных, сердитых персонажей, «подушка-колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева»

I этап. Организационный

Игра «Паровозик с именем»

II этап. Мотивационный

Рассматривание пиктограммы «Гнев»

Упражнение 1 «Я сержусь, когда…»

III этап. Практический

Упражнение 2 «Тух-тиби-дух»

Упражнение 3 «Составляем пиктограмму «Злость», а затем переделываем её в «Радость»

Рисование «Сердитое облако»

Психогимнастика «Король Боровик»

Подвижная игра «Вулкан»

Упражнение 4 «Больше не сержусь»

IVэтап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака»

Задание для родителей

Отмечать моменты, когда дети сердятся.

Применять на практике приёмы снятия напряжения и недовольства- самомассаж лица «Утка и кот», волшебное заклинание «Тух-тиби-дух»

Пробовать рисовать сердитое лицо.

Занятие 4 «Мы удивляемся»

Задачи:

Создать позитивный настрой на совместную работу в группе.

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Знакомить с чувством удивления, передавать удивлённое выражение в рисунке. Закреплять умение распознавать и выражать эмоции: радость, грусть, гнев, удивление.

Способствовать развитию воображения

Материал: пиктограммы с разными эмоциями, газета, музыкальное сопровождение, цветные карандаши.

I этап. Организационный

Приветствие «Облако»

IIэтап. Мотивационный

Рассказывание стихотворения «Чудо» (Р. Сеф)

Этюд на выражение удивления «Берёзка»

III этап. Практический

Упражнение «Я удивляюсь, когда…»

Упражнение «Составляем пиктограмму «Удивление»

Подвижная игра «Удивительная газета»

Музыкальное задание «Какое у музыки настроение?»

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака»

Задание для родителей

Отмечать моменты, когда дети удивляются.

Применять на практике этюды на выражение удивления «Круглые глаза», «Что такое?». Пробовать рисовать удивлённое лицо.

Занятие 5 «Нам иногда бывает страшно»

Задачи:

Создать позитивный настрой на совместную работу в группе.

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Знакомить с чувством страха, передавать испуганное выражение в рисунке. Закреплять умение распознавать и выражать эмоции: радость, грусть, гнев, удивление, страх.

Материал: фотографии домашних животных с разными эмоциями, пиктограммы с разными эмоциями, цветные карандаши.

I этап. Организационный

Приветствие «Облако»

II этап. Мотивационный

Упражнение с зеркалом «Нам страшно»

III этап. Практический

Этюд «Гроза»

Подвижная игра «Совушка-сова»

Рисование «Испуганное облако

Упражнение «Раздели на группы»

IVэтап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака»

Задание для родителей

Отмечать моменты, когда детям тревожно, выяснить причину беспокойства детей.

Применять на практике упражнения для снятия повышенной тревожности «Нарисуй свой страх», «Не боюсь темноты»

Цикл «Наши чувства»

Занятие 1 «Как вернуть хорошее настроение»

Задачи:

Совершенствовать умение понимать собственное настроение.

Формировать способность сохранять равновесие в проблемных ситуациях.

Контролировать негативные эмоции (гнев, страх).

Передавать негативные эмоции через изобразительное творчество.

Материал: «волшебная палочка», рисунки «Ласковая кошечка, «Фея», «Цветик-семицветик» цветные карандаши.

I этап. Организационный

Игра «Ласковое эхо»

II этап. Мотивационный

Чтение отрывка из сказки Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста»

Где-то в лесу жила-была речка чистая- чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Весёлая, добрая речка

Игра «Замри-отомри»

Хотели бы вы, чтобы я вас превратила с помощью моей волшебной палочки в речку? Тот, до кого я дотронусь волшебной палочкой, станет речкой и изобразит её перед нами (дети изображают речку мимикой, жестами, телодвижениями, голосом. Ребёнок, показавший наиболее интересный вариант, становится волшебником и превращает других детей в речки).

Теперь возьмитесь за руки и образуйте длинную реку. А сейчас, танцуя под музыку, мы обойдём свои лесные владения. Расцепляем руки, идём друг за другом и поим из «ладошек-волн» лесных животных.

III этап. Практический

Рисование «Весёлая, добрая речка»

Чтение отрывка из сказки:

Весёлая, добрая речка, так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли ещё, что случилось. Вздохнула речка печально.

Рисование «Печальная речка»

Упражнение «Как вернуть хорошее настроение»

IVэтап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, игра «Солнечный зайчик»

Задание для родителей

Обращать внимание детей на их собственное настроение.

Применять на практике метод арт-терапии «Нарисуй своё настроение».

Занятие 2 «Я и мои чувства»

Задачи:

Создать позитивный настрой в группе.

Развивать способность управлять своими эмоциями.

Научиться выражать свои чувства.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Научить передавать негативные эмоции через изобразительное творчество.

Материал: цветные мелки, альбомные листы.

I этап. Организационный

Упражнение «Комплименты»

II этап. Мотивационный

Чтение отрывка из сказки Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста»

Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало её своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» — подумала она обиженно. А тут ещё неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула.

Обсуждение прочитанного: можно сказать, что маленький лосёнок глупо и зло пошутил, когда больно толкнул речку копытцем? Нет, ведь совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить и запутался в речной траве, упал в воду, еле выбрался. А коряга и солнечный луч желали речке зла?

Игра «Работа с чувствами»

Дети выстраиваются в шеренгу. Если они согласны с характеристиками речки, предложенными воспитателем, то переходят на другую сторону.

Если речка стала злая, то перейдите на другую сторону. А если она шумная, тревожная, счастливая? Давайте расскажем друг другу- почему кто-то остался, а кто-то встал на другое место? Какое слово больше подходит к нашей речке?

III этап. Практический

Рисование «Разозлилась речка»

Что вы чувствовали, когда рисовали?

IVэтап. Рефлексивный

Давайте подумаем, что бы мы сказали речке, чтобы как-то ей помочь.

Задание для родителей

Предлагать называть друг друга ласковыми именами (в подходящей ситуации).

Занятие 3 «Добро и зло живут в одной душе»

Задачи:

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать настроение другого.

Способствовать осознанию позитивных и негативных эмоций.

Научить анализировать чувства через диалог и рисунок.

Материал: волшебная палочка, цветные карандаши, мелки, альбомные листы.

I этап. Организационный

Игра «Ласковое эхо»

II этап. Мотивационный

Помните, чем закончилась наша история про речку?

Изобразим речку с помощью движений (добрую, злую). Какую же легче изображать: добрую или злую?

Игра «Ладошки»

Приготовили ладошки. Если вы согласны, что пословица подходит к нашей речке,- хлопните в ладоши: «Раздулся пузырь и лопнул», «Недобры да свары- хуже пожара», «Гнев- плохой советчик»

Разбор пословицы «Раздулся пузырь и лопнул»

III этап. Практический

Игра «Работа с чувствами»

Рисование «Добро и зло»

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, игра «Солнечный зайчик»

Задание для родителей

Обсудить с детьми поговорку «Добро и зло живут в одной душе и борются друг с другом»

Занятие 4 Случаи из жизни и «копилка добрых дел»

Задачи:

Развивать умение анализировать собственное эмоциональное состояние.

Продолжать формировать способность понимать настроение других людей.

Способствовать формированию самоанализа своих чувств и эмоций.

Передавать негативные эмоции через изобразительное творчество.

Материал: пластилин, цветные мелки, альбомные листы.

I этап. Организационный

Игра «Ласковое эхо»

II этап. Мотивационный

Подвижная игра «Вулкан»

Упражнение «Больше не сержусь»

Упражнение «Снежная баба»

III этап. Практический

Лепим, рисуем «копилку добрых дел»

IVэтап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, игра «Солнечный зайчик»

Задание для родителей

Научить детей создавать собственные «копилки добрых дел» и обсуждать добрые дела, в которых они участвовали дома и в детском саду

Attachments

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/razvitie-i-korrektsiya-emotsionalnoj-sfery-starshih-doshkolnikov/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

8 − один =

Яндекс.Метрика