Тренировка   зрительной, слуховой   памяти. Работа с шифрами. Задания, основанные я на языковом материале (антонимы, фразеологизмы, пословицы, многозначные слова)

Тип занятия: комбинированное (с использованием презентации на необходимых этапах занятия).

Материально-техническое обеспечение урока:

Карточки с заданиями

— телевизор,
— презентация к занятию

Дипломы

Письмо с заданием, ключ к шифру

Цель занятия:

— создать условие для развития у детей познавательных интересов;

— формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

— вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;

— развивать у детей познавательные  способности (внимание,  восприятие,  воображение, зрительную память и мышление)

Задачи, направленные на развитие универсальных учебных действий:

Познавательные: развитие познавательной активности; формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Регулятивные: формирование умения принимать задачу, планировать, контролировать и оценивать результаты своих действий; определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя; учиться отличать верно выполненное задание от неверного, учиться совместно с учителем и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Коммуникативные: формирование умения работать в парах, группах; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другому мнению, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения, учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные: развитие мотивации к учебной деятельности, определять и высказывать общие для всех правила поведения, делать выбор, как поступить.

Ожидаемые результаты:

Развитие  у  детей  познавательных  интересов,  возникновение  (у  кого-то  закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности.

Источники:

  1. Юным умникам и умницам, Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс, Рабочая тетрадь, Часть 1, 2 Холодова О.А., 2012.

  2. Климкович Евгения «В одно ухо влетело… или упражнения для развития слуховой памяти у детей

http://shkolala.ru/razvivashki/razvitie-sluhovoy-pamyati-u-shkolnikov/

  1. Программа «Гимнастика Мозга» http://hippo.narod.ru/5_5_7.html

  2. Гимнастика для глаз детей http://womanadvice.ru/gimnastika-dlya-glaz-dlya-detey

 

Ход занятия:

Организационный момент

-Дорогие ребята! Добрый день!

Давайте весёлыми стихами начнём работу.

Гулять сегодня некогда,

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И мы их удивим.

Наш самый дружный коллектив

Покажет Вам сейчас,

То, чего достигли мы

За пройденный наш путь.

— А вы, ребята, на каком пути? (учимся быть умниками и умницами)

— Что вы ждёте от сегодняшнего занятия? (интересных заданий, новых открытий, новых знаний, много нового, интересного, споров, обсуждений, ловушек)

— Какие умения нужно взять в путь? (умения наблюдать, слушать, быть внимательным, думать)

— Эти умения, несомненно важны нам всегда: на уроках, занятиях, в жизни, а особенно сегодня, ведь у нас открывается … А что- догадайтесь сами.

(задание на 2-8 слайдах) ШКОЛА СЫЩИКОВ

Название школы – на слайде 9.

-Что я вижу — да здесь есть очень ценная информация- попробуйте найти.

( требуются любознательные дети в возрасте от 7 до 9 лет.)

— Подходит эта информация для нас? Почему?

— Кто заинтересовался ею?

-А кто такой сыщик?

— Каких сыщиков — героев книг, фильмов, мультфильмов вы знаете?(Шерлок Холмс, гениальшый сыщик) — слайд 10

— Когда станете постарше и подружитесь с книгами, то обязательно прочтёте книги о Мисс Марпл, Эркюле Пуаро и других гениальных сыщиках. Такие книги называются детективы. Самих сыщиков тоже часто называют «Детективами».

-А где может пригодиться нам в жизни быть сыщиком?

— А вы хотите стать настоящими сыщиками?

— Ваше желание сегодня уже начнёт сбываться.

— Открою вам одну тайну, один очень знаменитый самый настоящий сыщик сегодня побывает у нас в гостях. Хотите с ним встретиться?

— Что бы вы у него спросили?

— А пока, начинаем занятие в нашей школе сыщиков!

2. Задания для развития интеллектуальных качеств

— Поможет нам в обучении вот этот маленький предмет ИГЛА.(показываю)

— Странно, как же это она может нам помочь?

— Предлагаю поделиться мыслями, которые возникают при произнесении слова ИГЛА. (ребята рассказывают всё, что можно сказать о слове ИГЛА)

— Вот какое это интересное слово. (укалываюсь иглой)

— Ой, больно! Почему это произошло?

-Игла острая. (Слайд 11)

— Что значит острая? (у неё есть тонкий колющий конец)

— Слово ОСТРАЯ здесь употреблено в прямом значении.

— Оказывается, его можно употребить и в переносном значении.

(Слайд 12)

ОСТРЫЙ УМ
ОСТРЫЙ СЛУХ
ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ
ОСТРЫЙ ЯЗЫК

-Как понять эти выражения?

— Как вы считаете, нужны сыщику такие качества?

— Давайте поставим цель на наше занятие.

-Давайте решим, с чего начнём.

(Слайд 13)

(дети сами выбирают качества, обосновывают выбор — переходим по гиперссылкам)

А) « ОСТРЫЙ ЯЗЫК» — задание на развитие речи

-Почему важно для сыщика иметь острый язык?

-Народная мудрость: «Острый язык- дарование, длинный язык- наказание»

Объясните смысл пословицы.

-Начнём с разминки языка.

— Выберите звук, над каким мы сегодня поработаем.

(включаем по гиперссылке) (слайд 21)

— Иметь острый язык — уметь метко и к месту употреблять слова.

Следующее задание вас этому научит. (работа в парах) (слайд 17)

Сидеть как на иголках не может спокойно сидеть

Искать иголку в стоге сена невыполнимое задание

Иголку негде воткнуть очень много, тесно

Куда иголка, туда и нитка вместе, дружно

— Здесь написаны фразеологизмы, которые мы применяем в переносном значении. Они служат нам для того, чтобы речь была более выразительной, интересной.

Соедините фразеологизм с его значением.

Проверка на слайде 17.

— Когда мы можем использовать их в речи?

Б) «ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ»- задания для снятие напряжения глаз, улучшение зрения, внимания

Разминка для глаз

  • Тёплые ладошки
  • Близко-далеко
  • Тренажёр (слайд 14)

Задание для зорких глаз — А.О. Холодова

«Юным умникам и умницам» с.45-№1(1 ч.)- индивидуальная работа. (Слайд 15)

-А теперь- для настоящих сыщиков- примените свои зоркие глазки на деле

А.О. Холодова «Юным умникам и умницам» С.11- №4 (2ч.) – индивидуальная работа.

(слайд 16)

В) «ОСТРЫЙ СЛУХ»-задания на развитие слуховой памяти, внимания

Сейчас мы потренируем наш слух и проверим вашу слуховую память.

(слайд 18)

На столе у вас лежит картинка. (Приложение 1) Нужно её раскрасить. Как — я сейчас прочитаю. Вам нужно очень внимательно слушать. Затем дружно приступить к раскрашиванию картинки. Напомню правила работы в группе: (слайд 19)

В конце работы ответственный расскажет, кто внёс самый большой вклад в общее дело — больше всех запомнил и подсказал. Если это был сам ответственный- похвалите его, не жалейте добрых слов.

Работа в группах

У меня много игрушек. Этот паровозик подарил мне папа. Сам паровоз красный, с черной крышей, а вагончик зеленый. На паровозе я часто катаю куклу моей сестренки. Когда кукла едет на поезде, ее желтые волосы развеваются по ветру. Правда один раз я нечаянно порвал ее фиолетовое платье, и мне пришлось его зашивать.

Когда я иду купаться, то беру с собой оранжевого утенка и парусник. Мне нравится смотреть, как синяя лодка качается на волнах, а на ней развеваются голубой парус и красный флажок.

Во дворе мы с ребятами часто играем в футбол большим зеленым мячиком с желтыми полосками. А моя самая любимая игрушка — это плюшевый серый бегемот Лимон, он по ночам спит в моей кровати.

Проверим вашу работу.

— Похвалите самого внимательного.

— Где в жизни вам пригодится умение внимательно слушать и запоминать?

Г) «ОСТРЫЙ УМ»-задания для развитие концентрации внимания, мышления, активизации работы полушарий.

-А что такое ум?

Выступление Никиты:

Ум – это удивительная способность человека. Мы не можем его потрогать, увидеть, услышать, но он всегда с нами. Чтобы быть умным надо выполнять умственные операции для массажа своего мозга. Мозг – это мышцы, а они должны двигаться, чтобы не быть вялыми и дряблыми.

— Ребята, любой человек может повысить или понизить свои интеллектуальные способности. И наши занятия направлены как раз на то, чтобы их повышать.Оказывается, ум можно развивать не только решая мудрёные задачки, но и с помощью физических упражнений.

1.«Танцующие пальцы»

Упражнение помогает усилению концентрации внимания, активизации работы полушарий.
Соединяем указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Плавно поворачивая кисть, приходим к соединению большого пальца правой руки и указательного левой. Затем разрываем первые пальцы поворотом кисти и соединяем их вверху (то есть опять указательный правой и большой левой). Доводим движения до максимальной скорости.

2. Упражнение «Сова»

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой (Рис.9).

3.Двойное рисование

А теперь – разминка для ума

Вопрос-ответ:

  1. Жидко, а не вода, бело, а не снег. Что это?
    2. Как зовут самого смешного артиста цирка?
    3. Как называется книжка с чистыми листами
    для рисования?
    4. Что ожидает нашалившего ребёнка?
    5. Кто становится выше, когда садится?
    6. Какого цвета средний сигнал у светофора?
    7. Кто лучший в мире крокодил?

Д). Работа с шифрами

(на двери прикреплён конверт) (Приложение 3 )

-Ребята, какая я невнимательная, я только сейчас заметила на двери какой- то конверт. А вы его заметили? Значит, из вас могут получиться хорошие сыщики, ведь внимание — его первый помощник.

-От кого бы это? Кажется я его знаю… Да это же главный межгалактический преступник, а письмо адресовано не нам, а такому же негодяю, как он.

(слайд 22)

Возможно, сейчас он находится среди людей, ведь он умеет менять свой облик. Где-то я видела его. Точно — в наших учебниках – на с.28 -№5(1 ч.) А.О. Холодова «Юным умникам и умницам» (слайд 23)

— Пришла пора применить наши умения сыщика – найдите его по описанию.

Индивидуальная работа.

Посмотрите, его письмо .Что это? Да мы перехватили его шифровку! Зачем он это сделал?

— Значит, он хотел что-то от нас скрыть. А вдруг это что-то очень плохое! Что делать?

-Давайте для начала попробуем его расшифровать. Вот где пригодится наш острый ум!

(Приложение 2)

Используем для этого ключ для шифра (заранее заготовлен на карточке)

(Приложение 4)

Задание трудное — одна голова – хорошо, а три лучше — работаем в группах.

— Похвалите активных дешифровщиков. (ответственные всё время меняются)

Расшифровывают —

Научим детей драться.

Заставим детей прогуливать уроки.

Разрушим добрые отношения.

— И что делать? Если письмо не отправим — он поймёт, и напишет новое, ещё более злое.

— А давайте изменим письмо. Злые слова — на добрые — противоположные по смыслу. И отправим. Возможно, мы сумеем предотвратить коварные замыслы злодеев.

Драться — дружить

Прогуливать — посещать

Разрушим — наладим

(Работа в группах — похвалите активных шифровальщиков)

3. Рефлексия

— Мы сделали это! Теперь мир и дружба будут спасены! И для этого мы применили все свои полученные в нашей школе сыщиков способности — какие?

— А в жизни они вам пригодятся? Где?

— За что бы вы похвалили себя на занятии?

— Что у вас не получается, но очень хочется научиться?

— Чему бы вам хотелось научиться на следующих занятиях?

4. Подведение итогов. Вручение дипломов.

— Ребята, пришла пора заканчивать занятие в нашей школе. В конце любого обучения выдаётся документ об образовании. И вам сегодня этот документ должен будет вручить тот знаменитый сыщик, о котором я вам говорила в самом начале. Он должен оценить ваши знания и умения и решить, достойны ли вы этого документа. Да где же он?

(входит сыщик)

— Снова вы оказались внимательнее меня!

— Слово знаменитому сыщику!

(Экспромтом отзывается о детях, их способностях, вручает диплом об успешном завершении обучения и присвоении квалификации «Младший помощник сыщика 1 категории» (Приложение 5 )

(Слайд 24)

— Юным сыщикам — УРА!!!

Attachments

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/trenirovka-zritelnoj-sluhovoj-pamyati-rabota-s-shiframi-zadaniya-osnovannye-ya-na-yazykovom-materiale-antonimy-frazeologizmy-poslovitsy-mnogoznachnye-slova/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

11 + шесть =

Яндекс.Метрика