Тип занятия: комбинированное (с использованием презентации на необходимых этапах занятия).
Материально-техническое обеспечение урока:
Карточки с заданиями
— телевизор,
— презентация к занятию
Дипломы
Письмо с заданием, ключ к шифру
Цель занятия:
— создать условие для развития у детей познавательных интересов;
— формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
— вызывать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, для становления у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
— развивать у детей познавательные способности (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)
Задачи, направленные на развитие универсальных учебных действий:
Познавательные: развитие познавательной активности; формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Регулятивные: формирование умения принимать задачу, планировать, контролировать и оценивать результаты своих действий; определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя; учиться отличать верно выполненное задание от неверного, учиться совместно с учителем и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Коммуникативные: формирование умения работать в парах, группах; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другому мнению, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения, учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные: развитие мотивации к учебной деятельности, определять и высказывать общие для всех правила поведения, делать выбор, как поступить.
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности.
Источники:
-
Юным умникам и умницам, Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс, Рабочая тетрадь, Часть 1, 2 Холодова О.А., 2012.
-
Климкович Евгения «В одно ухо влетело… или упражнения для развития слуховой памяти у детей
http://shkolala.ru/razvivashki/razvitie-sluhovoy-pamyati-u-shkolnikov/
-
Программа «Гимнастика Мозга» http://hippo.narod.ru/5_5_7.html
-
Гимнастика для глаз детей http://womanadvice.ru/gimnastika-dlya-glaz-dlya-detey
Ход занятия:
Организационный момент
-Дорогие ребята! Добрый день!
Давайте весёлыми стихами начнём работу.
Гулять сегодня некогда,
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам
И мы их удивим.
Наш самый дружный коллектив
Покажет Вам сейчас,
То, чего достигли мы
За пройденный наш путь.
— А вы, ребята, на каком пути? (учимся быть умниками и умницами)
— Что вы ждёте от сегодняшнего занятия? (интересных заданий, новых открытий, новых знаний, много нового, интересного, споров, обсуждений, ловушек)
— Какие умения нужно взять в путь? (умения наблюдать, слушать, быть внимательным, думать)
— Эти умения, несомненно важны нам всегда: на уроках, занятиях, в жизни, а особенно сегодня, ведь у нас открывается … А что- догадайтесь сами.
(задание на 2-8 слайдах) ШКОЛА СЫЩИКОВ
Название школы – на слайде 9.
-Что я вижу — да здесь есть очень ценная информация- попробуйте найти.
( требуются любознательные дети в возрасте от 7 до 9 лет.)
— Подходит эта информация для нас? Почему?
— Кто заинтересовался ею?
-А кто такой сыщик?
— Каких сыщиков — героев книг, фильмов, мультфильмов вы знаете?(Шерлок Холмс, гениальшый сыщик) — слайд 10
— Когда станете постарше и подружитесь с книгами, то обязательно прочтёте книги о Мисс Марпл, Эркюле Пуаро и других гениальных сыщиках. Такие книги называются детективы. Самих сыщиков тоже часто называют «Детективами».
-А где может пригодиться нам в жизни быть сыщиком?
— А вы хотите стать настоящими сыщиками?
— Ваше желание сегодня уже начнёт сбываться.
— Открою вам одну тайну, один очень знаменитый самый настоящий сыщик сегодня побывает у нас в гостях. Хотите с ним встретиться?
— Что бы вы у него спросили?
— А пока, начинаем занятие в нашей школе сыщиков!
2. Задания для развития интеллектуальных качеств
— Поможет нам в обучении вот этот маленький предмет ИГЛА.(показываю)
— Странно, как же это она может нам помочь?
— Предлагаю поделиться мыслями, которые возникают при произнесении слова ИГЛА. (ребята рассказывают всё, что можно сказать о слове ИГЛА)
— Вот какое это интересное слово. (укалываюсь иглой)
— Ой, больно! Почему это произошло?
-Игла острая. (Слайд 11)
— Что значит острая? (у неё есть тонкий колющий конец)
— Слово ОСТРАЯ здесь употреблено в прямом значении.
— Оказывается, его можно употребить и в переносном значении.
(Слайд 12)
ОСТРЫЙ УМ
ОСТРЫЙ СЛУХ
ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ
ОСТРЫЙ ЯЗЫК
-Как понять эти выражения?
— Как вы считаете, нужны сыщику такие качества?
— Давайте поставим цель на наше занятие.
-Давайте решим, с чего начнём.
(Слайд 13)
(дети сами выбирают качества, обосновывают выбор — переходим по гиперссылкам)
А) « ОСТРЫЙ ЯЗЫК» — задание на развитие речи
-Почему важно для сыщика иметь острый язык?
-Народная мудрость: «Острый язык- дарование, длинный язык- наказание»
Объясните смысл пословицы.
-Начнём с разминки языка.
— Выберите звук, над каким мы сегодня поработаем.
(включаем по гиперссылке) (слайд 21)
— Иметь острый язык — уметь метко и к месту употреблять слова.
Следующее задание вас этому научит. (работа в парах) (слайд 17)
Сидеть как на иголках не может спокойно сидеть
Искать иголку в стоге сена невыполнимое задание
Иголку негде воткнуть очень много, тесно
Куда иголка, туда и нитка вместе, дружно
— Здесь написаны фразеологизмы, которые мы применяем в переносном значении. Они служат нам для того, чтобы речь была более выразительной, интересной.
Соедините фразеологизм с его значением.
Проверка на слайде 17.
— Когда мы можем использовать их в речи?
Б) «ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ»- задания для снятие напряжения глаз, улучшение зрения, внимания
Разминка для глаз
- Тёплые ладошки
- Близко-далеко
- Тренажёр (слайд 14)
Задание для зорких глаз — А.О. Холодова
«Юным умникам и умницам» с.45-№1(1 ч.)- индивидуальная работа. (Слайд 15)
-А теперь- для настоящих сыщиков- примените свои зоркие глазки на деле
А.О. Холодова «Юным умникам и умницам» С.11- №4 (2ч.) – индивидуальная работа.
(слайд 16)
В) «ОСТРЫЙ СЛУХ»-задания на развитие слуховой памяти, внимания
Сейчас мы потренируем наш слух и проверим вашу слуховую память.
(слайд 18)
На столе у вас лежит картинка. (Приложение 1) Нужно её раскрасить. Как — я сейчас прочитаю. Вам нужно очень внимательно слушать. Затем дружно приступить к раскрашиванию картинки. Напомню правила работы в группе: (слайд 19)
В конце работы ответственный расскажет, кто внёс самый большой вклад в общее дело — больше всех запомнил и подсказал. Если это был сам ответственный- похвалите его, не жалейте добрых слов.
Работа в группах
У меня много игрушек. Этот паровозик подарил мне папа. Сам паровоз красный, с черной крышей, а вагончик зеленый. На паровозе я часто катаю куклу моей сестренки. Когда кукла едет на поезде, ее желтые волосы развеваются по ветру. Правда один раз я нечаянно порвал ее фиолетовое платье, и мне пришлось его зашивать.
Когда я иду купаться, то беру с собой оранжевого утенка и парусник. Мне нравится смотреть, как синяя лодка качается на волнах, а на ней развеваются голубой парус и красный флажок.
Во дворе мы с ребятами часто играем в футбол большим зеленым мячиком с желтыми полосками. А моя самая любимая игрушка — это плюшевый серый бегемот Лимон, он по ночам спит в моей кровати.
— Проверим вашу работу.
— Похвалите самого внимательного.
— Где в жизни вам пригодится умение внимательно слушать и запоминать?
Г) «ОСТРЫЙ УМ»-задания для развитие концентрации внимания, мышления, активизации работы полушарий.
-А что такое ум?
Выступление Никиты:
Ум – это удивительная способность человека. Мы не можем его потрогать, увидеть, услышать, но он всегда с нами. Чтобы быть умным надо выполнять умственные операции для массажа своего мозга. Мозг – это мышцы, а они должны двигаться, чтобы не быть вялыми и дряблыми.
— Ребята, любой человек может повысить или понизить свои интеллектуальные способности. И наши занятия направлены как раз на то, чтобы их повышать.Оказывается, ум можно развивать не только решая мудрёные задачки, но и с помощью физических упражнений.
1.«Танцующие пальцы»
Упражнение помогает усилению концентрации внимания, активизации работы полушарий.
Соединяем указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Плавно поворачивая кисть, приходим к соединению большого пальца правой руки и указательного левой. Затем разрываем первые пальцы поворотом кисти и соединяем их вверху (то есть опять указательный правой и большой левой). Доводим движения до максимальной скорости.
2. Упражнение «Сова»
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой (Рис.9).
3.Двойное рисование
А теперь – разминка для ума
Вопрос-ответ:
- Жидко, а не вода, бело, а не снег. Что это?
2. Как зовут самого смешного артиста цирка?
3. Как называется книжка с чистыми листами
для рисования?
4. Что ожидает нашалившего ребёнка?
5. Кто становится выше, когда садится?
6. Какого цвета средний сигнал у светофора?
7. Кто лучший в мире крокодил?
Д). Работа с шифрами
(на двери прикреплён конверт) (Приложение 3 )
-Ребята, какая я невнимательная, я только сейчас заметила на двери какой- то конверт. А вы его заметили? Значит, из вас могут получиться хорошие сыщики, ведь внимание — его первый помощник.
-От кого бы это? Кажется я его знаю… Да это же главный межгалактический преступник, а письмо адресовано не нам, а такому же негодяю, как он.
(слайд 22)
Возможно, сейчас он находится среди людей, ведь он умеет менять свой облик. Где-то я видела его. Точно — в наших учебниках – на с.28 -№5(1 ч.) А.О. Холодова «Юным умникам и умницам» (слайд 23)
— Пришла пора применить наши умения сыщика – найдите его по описанию.
Индивидуальная работа.
Посмотрите, его письмо .Что это? Да мы перехватили его шифровку! Зачем он это сделал?
— Значит, он хотел что-то от нас скрыть. А вдруг это что-то очень плохое! Что делать?
-Давайте для начала попробуем его расшифровать. Вот где пригодится наш острый ум!
(Приложение 2)
Используем для этого ключ для шифра (заранее заготовлен на карточке)
(Приложение 4)
Задание трудное — одна голова – хорошо, а три лучше — работаем в группах.
— Похвалите активных дешифровщиков. (ответственные всё время меняются)
Расшифровывают —
Научим детей драться.
Заставим детей прогуливать уроки.
Разрушим добрые отношения.
— И что делать? Если письмо не отправим — он поймёт, и напишет новое, ещё более злое.
— А давайте изменим письмо. Злые слова — на добрые — противоположные по смыслу. И отправим. Возможно, мы сумеем предотвратить коварные замыслы злодеев.
Драться — дружить
Прогуливать — посещать
Разрушим — наладим
(Работа в группах — похвалите активных шифровальщиков)
3. Рефлексия
— Мы сделали это! Теперь мир и дружба будут спасены! И для этого мы применили все свои полученные в нашей школе сыщиков способности — какие?
— А в жизни они вам пригодятся? Где?
— За что бы вы похвалили себя на занятии?
— Что у вас не получается, но очень хочется научиться?
— Чему бы вам хотелось научиться на следующих занятиях?
4. Подведение итогов. Вручение дипломов.
— Ребята, пришла пора заканчивать занятие в нашей школе. В конце любого обучения выдаётся документ об образовании. И вам сегодня этот документ должен будет вручить тот знаменитый сыщик, о котором я вам говорила в самом начале. Он должен оценить ваши знания и умения и решить, достойны ли вы этого документа. Да где же он?
(входит сыщик)
— Снова вы оказались внимательнее меня!
— Слово знаменитому сыщику!
(Экспромтом отзывается о детях, их способностях, вручает диплом об успешном завершении обучения и присвоении квалификации «Младший помощник сыщика 1 категории» (Приложение 5 )
(Слайд 24)
— Юным сыщикам — УРА!!!