«Умные пальчики» программа дополнительного образования детей от 4 до 5 лет

1.Пояснительная записка

«Руки учат голову, голова учит руки, а умелые

руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

 

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!

Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждает факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др.

Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению

М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Вышеуказанная проблема решается путем реализации образовательной программы «Умные пальчики». Занятия по данной программе педагогически целесообразны, так как содержание программы реализуется через специально организованную игровую деятельность, соответствующую возрастным особенностям детей 4-5 лет. Ведь игра для дошкольника — ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет.

 

 

2.Нормативно – правовое обеспечение

Вся работа по программе дополнительного образования регламентируется:

  • Закон «Об образовании» РФ 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного

образования, приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17

октября 2013 года;

  • Сан ПиН 2.4.1.3049-13

3.Принципы организации работы

  • доступности;
  • наглядности;
  • свободы и самостоятельности;
  • обеспечения эмоционально-психологического комфорта;
  • уважения личности каждого ребенка

4.Содержание программы.

Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики. Развитие умения сопровождать речью игровые и бытовые действия, совершенствуя мелкую моторику, зрительно-моторные ко​_ординации средствами дидактических игр и упражнений.

 

Задачи:

  • Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  • Способствовать развитию всех сторон речи – связная речь, грамматический строй речи, фонематическое развитие, словарь.
  • Способствовать саморазвитию каждого ребёнка, раскрытию его творческого потенциала.

  • Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторные координации.
  • Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату.

Совершенствовать навык ориентировки в пространстве и на плоскости.

Развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание.

Формировать произвольное слуховое внимание.

Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.

Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

Учить детей понимать и правильно употреблять предлоги в предложении.

Развивать грамматического строя речи.

  • Совершенствовать умение образовывать множественное число существительных.

Воспитывать оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений.

Актуальность работы по развитию речи и мелкой моторики детей среднего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Гипотеза – если в развитии речи детей использовать игры и упражнения на развитие мелкой моторики, то развитие речи произойдёт быстрее и эффективнее.

Новизна — использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка; систематическая, целенаправленная работа по развитию речи и подготовке руки дошкольников к письму.

5.Условия реализации программы:

Для получения успешного результата совместной деятельности необходимо создание благоприятных условий:

  • эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
  • педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.

Для решения задач программы были определены

Методы и приёмы:

  • метод практических заданий является ведущим в данной программе.
  • игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
  • наглядные, словесные методы;
  • наблюдение, собеседование;
  • анализ результатов деятельности;
  • учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.

Форма обучения: совместная деятельность взрослого и ребенка в форме кружковой работы.

Предполагается:

— работа в парах;

— в подгруппах;

— индивидуальная;

— групповая.

Основные направления работы:

  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Рисование пластилином, нитками.
  • Конструирование из бумаги в технике оригами.
  • Аппликация из различных материалов.
  • Развитие графических навыков.
  • Рисование по трафаретам.
  • Обведение по точкам.
  • Раскрашивание изображения.
  • Вырезывание ножницами.
  • Штриховка.
  • Дорисовка.
  • Игры и действия с мелкими предметами.
  • Узнавать предметы на ощупь.
  • Работа с крупой, фасолью, горохом, манкой.
  • Нанизывание бус, макарон, пуговиц на проволоку.
  • Конструирование из геом. фигур, палочек, семян.
  • Работа с природным материалом.
  • Шнуровка.
  • Плетение.
  • Игры с прищепками.
  • Упражнения с пуговицами.
  • Дидактические игры.
  • Игры с конструктором и мозаикой.
  • Работа с солёным тестом.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Сроки реализации программы: 1 год

Режим занятий: раз в неделю (в субботу или воскресенье, в завершение тематической недели) по 20 мин.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
  • Развитие творческой активности, пространственного мышления.
  • Укрепление мышечного тонуса кисти рук;
  • Овладение разными видами ручной умелости.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
  • Овладение нормами этики поведения.

Формы проверки: анализ результатов диагностики (2 раза в год)

Формы подведения итогов реализации программы:

Открытые мероприятия, презентации.

6. Календарно – тематическое планирование

занятия

Содержание работы

 

Количество часов

Сентябрь

1

Диагностика

1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

2. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.

3. Разрывание бумаги (путем отщипывания от целого листа).

4. Сжимание маленьких резиновых мячей.

5. «Сложи картинку» — 2-х, 3-х частей.

6. Пальчиковая игра «Большие ножки».

1

2

«Дом, в котором мы живем»

1. Пальчиковая игра «Дом»

2. Обвести по трафарету и раскрасить «Теремок»

3. Обведи по точкам и заштрихуй «Дом»

4. Выложи из счетных палочек «Дом»

5. «Дорисуй узор»

6. Самомассаж камушками.

1

3

«Осень»

1. Пальчиковая игра «Собираем листочки». «Листья осенние тихо кружатся»

2. «Листопад» (порвать лист бумаги на мелкие кусочки)

3. Обведи по точкам и заштриховать «Листья»

4. Выложи из пуговиц «Дерево»

5. Аппликация из листьев «Осень милая шуршит»

6. «Дорисуй узор»

1

4

«Овощи. Огород»

1. Пальчиковая гимнастика «Урожай».

2. Самомассаж карандашами.

3. Обводка по точкам «Овощи».

4. Игра «Чудесный мешочек» (определение овощей с закрытыми глазами).

5. Дорисуй узор.

6. «Собираем урожай» — лепка разноцветных шариков из пластилина.

1

Октябрь

1

«Сад. Фрукты»

1. Пальчиковая игра «Яблочко в кулачок»

2. Мозаика «Яблочко на яблоньке, под яблонькой»

3. Пальчиковая гимнастика «Компот»

4. Трафареты «Фрукты».

5. Обводка по точкам «Фрукты».

6. Игра «Пристегни яблочки»

7. Дорисуй узор.

1

2

«Овощи. фрукты»

1. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

4. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

5. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

6. Работа с семенами. «Замечательные фрукты».

7. Дорисуй узор.

1

3

«Что растет в лесу?»

1. Пальчиковая игра «На лесной полянке»

2. Обвести по трафарету и раскрасить «Гриб»

3. Обведи по точкам и заштрихуй «Ягоды»

4. Выложи из раздаточного материала «Гриб»

5. Изготовление картин из пластилина (пластилинография)

6. Самомассаж грецкими орехами.

1

4

«Части тела»

1. Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки».

2. Рисование ладошки (обвести свою и украсить).

3. Обводка по точкам «Мальчик и девочка».

4. Игра «Выложи из геометрических фигур» «Человек в движении»

5. Объемная аппликация «Веселый клоун».

6. Дорисуй узор.

1

Ноябрь

1

«Игрушки»

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2. Игра с горохом (выложить по контуру пирамидку, мяч).

3. Обводка по точкам «Игрушки».

4. Обрывная аппликация «Мячик».

5. Дорисуй узор.

6. «Игры-потешки» Цель: привлечь детей к выполнению пальчиковой гимнастики, к играм – потешкам с пальчиками.

1

2

«Домашние птицы»

1. «Накормим птичек»-скомкать бумагу в маленькие комочки.

2. «Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (раскраска.)

4. Пальчиковая гимнастика «Весёлые утята».

5. Обводка по точкам «Уточка».

6. Игра «Разрезные картинки» — «Домашние птицы».

7. Дорисуй узор.

1

3

«Зимующие птицы»

1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.

2.Пальчиковая игра «Снегири»

3.«Птица» — обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.

4. Пальчиковая игра «Десять птичек стайка»

5. Обвести по трафарету и раскрасить «Снегирь»

6. Обведи по точкам и заштрихуй «Синица»

Выложи из раздаточного материала «Синицу или снегиря»

1

4

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

1. Разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.

2. Продевание шнура в дырочку (шьем платье).

3. «Застегни одежду» — на пуговицы, липучки, молнии.

4. «Помоги развесить одежду» — двойные и одинарные трафареты одежды на веревку (одинарные прикрепляют прищепками).

5. Игра «Волшебный шнурок» — учить вкладывать шнурок в дырочку.

6. «Что это?» — разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.

7. «Найди пару» — в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.

1

Декабрь

1

«Наш дом»

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».

2. «Мой дом». Выкладывание из геометрических фигур домов различной.

3. Пластилинография «Домик».

4. Настольный театр «Заюшкина избушка»

5. «Обведи по точкам»

1

2

«Мебель»

1. Пальчиковая игра «В домике»

2. Обвести по трафарету и раскрасить «Стол»

3. «Разрезные картинки» «Мебель»

4. Выложи из раздаточного материала «Стол и стул»

5. Отгадай загадки про мебель

1

3

«Зима»

1. Пальчиковая игра «Как на горке снег»

2. «Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

3. «Сказочный домик» (оригами)

4. Дыхательная гимнастика «Снежинка лежит на ладошке»

5. Обведи по точкам и заштрихуй «Снежок»

1

4

«Новый год»

1. Игра «Наведем порядок». (группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку». Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. (по заданному образцу)

3. «Елочная игрушка». (пластилинография +бисер)

4. Пальчиковая игра «Елочка».

5. Рисование по точкам «Елочка»

6. «Нарядная елочка» (оригами)

1

Январь

 

Каникулы

 

2

«Зимние забавы»

1. Хороводная игра «Снежная баба»

2. Игра с манкой «Метелица»

3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

4. Изготовление искусственного снега.

5. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

1

3

«Посуда»

1. Пальчиковая игра «Посуда»

2. Обвести по трафарету и раскрасить «Чашка»

3. Обведи по точкам и заштрихуй «Блюдце»

4. «Собери целое из частей» «Кастрюля».

5. Лепим из воздушного пластилина «Чайную пару»

6. Смотрим мультфильм «Федорино горе».

1

4

«Продукты питания»

1. Пальчиковая игра «Помощники»

2. Обвести по трафарету и раскрасить «Рыба»

3. Обведи по точкам и заштрихуй «Рыба»

4. Лепим из соленого теста «Хлебобулочные изделия»

5. Игры с сыпучими материалами (крупы)

1

Февраль

1

«Домашние животные»

1. «Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур домашних животных.

2. Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

4. Трафареты «Домашние животные» — штриховка

Обводка по точкам «Кошка».

5. Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь найти определённое животное).

6. Дорисуй узор.

7. «Нарви молодой травки для кроликов» — мелко порвать зеленую бумагу.

1

2

«Животные Севера»

1. Пальчиковая гимнастика «Животные Севера»

2. Логоритмическое упражнение «Северная страна»

3. Аппликация «Белый медведь на льдине» из силуэта ладошки.

4. «Пингвинёнок» из бросового материала.

6. Обвести по точкам «Северных животных»

1

3

«Дикие животные»

1. Пальчиковая игра «У медведя дом большой».

2. Д/игра «Чудесный мешочек» «Кто, чем питается?» определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест.

3. Обвести трафарет животного, вырезать его.

4. Игра с прицепками «Ёжик»

5. Театр на фланелеграфе «Кто, где живет».

6. «Угости белочку орешками» (аппликация техникой обрывания бумаги.

1

4

«Защитники Отечества»

1. Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2. Пальчиковая игра «Солдаты».

3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась военную технику»

4. «Выложи танк» из геометрических фигур

5. «Военная техника из конструктора «Лего».

1

Март

1

«8 Марта. Женские профессии»

1. Завязываем бантик на подарке

2. «Смотать клубок для бабушки».

3. Открытка для мамы. (объёмная аппликация)

4. Рисование нитками «Цветы для мамы»

5. Пальчиковая игра «Большая стирка»

1

2

«Семья»

1. Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».

2. Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».

3. Разложить в разные мисочки фасоль и горох.

4. «Поможем сыну застегнуть рубашку» (застегивание пуговиц, молний).

5. Разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.

1

3

«Транспорт»

1. Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

2. Игра «Выложи машину» (пуговицы).

3. Обводка по точкам «Автобус».

4. Обрывная аппликация «Самолёт».

5. Дорисуй узор.

6. Логоритмическое упражнение «Шофёры»

1

4

«Город»

1. Пальчиковая игра «Край родной»

2. Обвести по точкам и раскрасить флаг ЕАО.

3. Коллаж «Наш город»

4. «Дорисуй узор»

1

Апрель

1

«Весна»

1. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на манке.

2. Нанизывание макарон (чередование: маленькая, большая и т.д.)

3. Обрывная аппликация «Солнышко».

4. Дыхательная гимнастика «Ветерок»

5. Обвести по точкам и раскрасить «Тучка с каплями»

6. Игра с прищепками «Солнышко»

1

2

«Птицы весной»

1. Пальчиковая игра «Встреча птиц».

2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3. Обвести птицу по трафарету и раскрасить мелкими штрихами.

4. Червячки для грачей» — лепка из пластилина.

1

3

«Комнатные растения»

1. Пальчиковая игра «На окошке в горшочке»

2. Обрывание цветка по контуру.

3. Штриховка цветка в горшке.

4. Лепим «Кактус» из воздушного пластилина.

5. Обведи по точкам «Красивый цветок».

1

4

«Первоцветы»

1. Упражнение «Мотылек».

2. Упражнение «Цветок» (работа с крупой: манка, пшено, гречка)

3.Аппликация «Весенний луг». (аппликация из ткани)

3. Раскраска «Одуванчик»

4. Пальчиковая игра «Одуванчик».

1

Май

1

«День Победы»

1. Пальчиковая игра «Наша армия»

2. Обвести по точкам и раскрасить «Георгиевскую ленточку»

3. Из развертки собрать и склеить объемную звезду.

4. Рисование гуашью и ватными палочками «Праздничный салют»

1

2

«Сказки»

1. Пальчиковая игра «Будем пальчики считать – будем сказки называть»

2. Пальчиковый театр «Репка»

3. «Собери сказку» (разрезные картинки)

4. Плетение «Колобка» из полосок бумаги

5. Игра – драматизация по сказке (по выбору детей)

1

3

«Насекомые»

1. Пальчиковая гимнастика «Паучок».

2. Шнуровка «Бабочка».

3. Обводка по точкам «Насекомые».

4. Рисование «Бабочки» (отпечаток ладошкой).

5. Дорисуй узор.

6. Объёмная аппликация «Божья коровка»

1

4

Диагностика

1

Итого:

35

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хвостовцев, А. Играем с пальчиками и развиваем мелкую моторику рук и устную речь. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.
  2. Косина, Е.М. Гимнастика для пальчиков. — М. : Олма-Пресс, 2001.
  3. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
  4. С.А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г
  5. Журнал «Д/В» №1-8 2012.
  6. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
  7. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
  8. Ярославль: Академия развития, 2009.
  9. Новиковская О.А.: АСТ; СПб.; Сова 2007.
  10. Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
  11. «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»
  12. Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
  13. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
  14. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
  15. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/umnye-palchiki-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-ot-4-do-5-let/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

7 + четыре =

Яндекс.Метрика