↑ Вернуться: Усыновителям

Распечатать Страница

Стадии адаптации ребенка в приемной семье

Стадии адаптации ребенка в приемной семье

Первая стадия — шоковое (стрессовое)

состояние

Длительность первой стадии — до 1 месяца. Иногда родители ошибочно полагают, что послушание ребенка связано с хорошей адаптацией и называют этот период «медовым месяцем».

В этот период у ребенка может наблюдаться: концентрация на своем внутреннем мире; отсутствие интереса к окружающему предметному и социальному миру;

  • качание, сосание пальца, закручивание волос и
  • другие привычки, которые ранее ему помогали
  • заснуть, успокоиться (не стоит сразу же от них
  • избавляться, они уходят постепенно);
  • однообразная игра (преобладание манипуляциями предметами);
  • спонтанные воспоминания о травматичном прошлом;
  • множество страхов.

Специфика страхов приемных детей — детские страхи приемных детей связаны с личной судьбой ребенка. Обычно ребенок испытывает: страх пренебрежения; страх остаться голодным;

страх физической боли, наказания; страх темноты; страх засыпания.

Возможные последствия страхов:  заикание; невротические реакции: плохой сон, аппетит, капризность, рвота, нервный кашель, нарушение дыхания, подергивания и др. (возникают, когда психика ребенка не справляется с нагрузками и нарушается функционирование организма).

В период начальной адаптации ребенка в вашей семье появятся отголоски старых страхов ребенка, которых вы сами не должны пугаться. Ребенок может громко кричать во сне, без причины плакать, бояться взрослых.

Вторая стадия – социально-бытовая ориентация

Длительность второй стадии — от четырех до шести месяцев. Характерное поведение ребенка: 

  • активно изучает реакцию окружающих взрослых и детей на различные ситуации общения; 
  • знакомится с нормами поведения членов семьи, с требованиями к различным видам деятельности;  проявляет физическую и вербальную агрессию; 
  • в ситуации новых знакомств, посещения общественных заведений испытывает эмоциональное напряжение при включении в новые виды деятельности;
  • неадекватно реагирует на замечания, демонстрирует повышенную эмоциональную возбудимость и истеричность.

Основной страх на данной стадии — потеря приемной семьи, страх вернуться в детский дом. Ребенок начинает зависеть эмоционально от взрослых, однако он еще не понимает истинного значения слова «мама». Не ждите глубоких чувств на этой стадии от ребенка, дайте время и себе для их формирования. Признаки прохождения данной стадии:  появляется эмоциональная зависимость от матери;  ребенок постоянно «заглядывает» в глаза, ожидая эмоциональной реакции взрослого;  появляются просьбы: «Обними меня», «Поцелуй меня», «Почеши мне спинку» и т.д.;  частое использование местоимения «мое, моя, мои» в отношении вещей и игрушек (при этом не ждите бережного обращения с ними!);  ответная реакция на наказания (услужливость, дурашливость, агрессия);  расширение сюжета игры.

Третья стадия — формирование ролевых установок и социальных ролей

Длительность третьей стадии — от шести месяцев до двух лет В процессе этой стадии происходит: 

  • осознание собственной позиции ребенка в новой семье 
  • определение для себя стиля поведения с «новой» мамой, папой, кровными детьми, бабушками и дедушками 
  • выделение ребенком приемной матери из всего социального окружения, называют ее только мамой 
  • повторение ребенком жестов, интонаций, поведения приемных родителей 
  • употребление ребенком фраз: «Моя мама самая лучшая», «Моя мама знает все» 
  • приобретение авторитета приемными родителями в глазах ребенка 
  • участие в совместной деятельности с приемными родителями (приготовление пищи, помощь в бытовой деятельности, игры с конструктором и т. д.). 
  • появляются элементы планирования и организации деятельности. Этот процесс протекает естественным путем и уже мало чем отличается от подобного процесса в семьях, воспитывающих родных детей. Важно помнить!!! Временные границы прохождения стадий адаптации будут зависеть от: — личностных особенностей детей-сирот и приемных родителей; — предыдущего социального опыта ребенка (как позитивного, так и негативного, наличия возвратов из других семей); — конкретных новых социальных условий воспитания ребенка; — длительности пребывания ребенка в детском доме.

Общие рекомендации родителям на период адаптации приемного ребенка в семье:  в связи с особенностями личной истории ребенка, которую вы можете не знать в полном объеме, необходимо внимательно наблюдать за тем, чего боится ваш ребенок, и мягко помогать ему избавляться от страхов;  нельзя пугать приемного ребенка отсутствием еды;  необходимо грамотно организовать спальное место (не укладывать приемного ребенка на второй этаж, поскольку ему необходимо будет уделять много внимания для формирования и стабилизации ритуала засыпания); не следует спрашивать ребенка о травмирующих событиях, пока он сам не захочет что-то говорить. Рассказы приемных детей о жизни в кровной семье часто спонтанны, поэтому взрослый должен быть особенно деликатным, давая ему возможность проговаривать и освобождаться от негативных эмоций без оценки событий со своей стороны;  особое внимание следует уделить ознакомлению детей с бытовой обстановкой на новом места жительства, с электротехникой и газовыми приборами, которые вызывают интерес, так как ранее детей не учили с ними обращаться. Дом для приемного ребенка должен стать залогом прочности. Преодоление страхов начинается с чувства безопасности, уверенности, в том что «это теперь мой дом – и это моя крепость», со смелости жить в этом доме наравне со всеми!

В буклете использованы материалы телепередач КизяковаТ.Б., материалы исследований Соломатиной Г.Н.

Attachments

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/usynovitelyam/24247-2/

Яндекс.Метрика