↑ Вернуться: Усыновителям

Распечатать Страница

Помощь кандидату в усыновители

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Помощь кандидату в усыновители

(опекуны, приемные родители)

— Где воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей?

Из родильных отделений и детских больниц малыши попадают в дома ребенка. В домах ребенка они находятся до исполнения четырех, а иногда и пяти лет (в основном по медицинским показаниям). По исполнении четырех лет ребенка обычно переводят в дошкольный детский дом. Из дошкольных детских домов дети, достигшие школьного возраста, переводятся в детский дом или школу-интернат, где они живут до совершеннолетия. Подавляющее большинство сиротских учреждений для детей старше трех лет, специальные и коррекционные учреждения находятся в ведении Минсоцзащиты РФ, Минздраву РФ или негосударственным организациям.

Иногда дети долгое время остаются в лечебных учреждениях, куда были направлены для первичного осмотра сразу после изъятия из биосемьи или где были оставлены биоматерью. Такое положение дел говорит о плохой работе ООП по месту нахождения больницы, а не реальных проблемах со статусом детей на семейное устройство. Наличие заинтересованного кандидата помогает с успехом добиваться передачи «больничных» сирот в семью, включая усыновление, поэтому непременно проконсультируйтесь с независимым юристом, прежде чем делать какие-то выводы о статусе проживающих в больнице сирот.

Могу ли я прийти с заключением о возможности быть усыновителем (опекуном, приемным родителем) прямо в больницу, дом ребенка или детский дом?

Для личного знакомства с ребенком вы должны получить направление на его посещение, которое выдает либо орган опеки и попечительства (ООП) по месту нахождения детского учреждения, либо оператор регионального банка данных (о последнем будет подробнее рассказано ниже). Обращение в детское учреждение без этих документов обычно встречает обоснованные возражения администрации, особенно если речь идет о детской больнице или доме ребёнка, которые относятся к медицинским учреждениям и более закрыты от внешнего мира, чем детские дома и школы-интернаты.

Более того, даже если администрация учреждения и готова показать вам ребенка неофициально, я не советую злоупотреблять этой возможностью и откладывать посещение ООП или оператора банка данных. Во-первых, только ООП или оператор банка данных могут дать вам исчерпывающую и точную информацию о статусе ребенка на семейное устройство (как показывает опыт, у администрации учреждений обычно очень смутное, скорее бытовое, представление об этом аспекте), во-вторых, лишь получение официального направления на посещение закрепляет ваш приоритет на этого ребенка и исключает появление других кандидатов на знакомство, и, в-третьих, именно ООП (а не администрация учреждения, которая часто пытается произвести такое впечатление на кандидатов) уполномочены принимать решение о назначении вас опекуном ребенка или участвовать в суде по усыновлению ребенка. Поэтому нужно и важно сначала получить официальное направление на посещение от ООП или оператора банка данных (который в обязательно порядке поставит ООП в известность о выданном направлении), а уж затем «штурмовать» воспитательное учреждение.

Некоторые детские учреждения с разрешения органов опеки создают собственные сайты, где помещают сведения о детях. Однако, если вас заинтересовал ребенок с одного из этих ресурсов, вам все равно следует сначала обратиться за направлением на посещение к специалисту ООП по месту нахождения детского учреждения, контакты которого всегда есть на подобных сайтах.

— Как устроена российская система распространения информации, подбора и поиска детей для кандидатов в усыновители?

Если кратко, то система работает так: в течение первого месяца с момента выявления на территории своего района или города ребенка, оставшегося без попечения родителей, ООП обязан поставить ребенка на учет как лишенного родительского попечения, завести личное дело и предпринимать усилия по устройству его в семью. В деле ребенка подробно указываются все данные ребенка, его биородителей и других известных родственников, прикладывается фотография, результаты медосмотра. Если в течение месяца ребенок не устроен в семью, то ООП обязан передать составленную на основе личного дела ребенка анкету в региональный банк данных, который чаще всего находится в ведении окружного комитета (департамента) образования, или же подчиняется органам социальной защиты при администрации региона. За передачу кандидатам информации, находящейся в региональном банке данных, отвечает региональный оператор, при этом личное дело ребенка продолжает храниться в ООП по месту нахождения ребенка.

Если в течение месяца подобрать семью ребёнку не удалось, то его анкета передаётся (а по сути — дублируется) на самый высокий уровень — Федеральному оператору банка данных при Минобразования РФ, база данных которого находится на www.usinovite.ru. Таким образом, во многом от профессионализма ООП зависит оперативность появления информации о ребенке в банке данных. Также, картотеки ООП по определению более подробны и информативны, чем данные банков всех уровней.

Есть несколько документов, регулирующих работу этой системы, из которых Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 217 , непосредственно касаются взаимоотношений кандидатов и оператора банка данных.

Обратите внимание: согласно п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства № 275 Федерального закона РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» даже если сведения о ребенке были переданы в банк данных, ООП по месту нахождения ребенка обязан продолжать предпринимать все усилия для подыскания ребенку семьи и предоставлять кандидатам сведения о нем и направления на посещения.

 

— Я могу сразу же обратиться в ООП или банк данных другого региона или надо сначала просмотреть все дела детей из моей районной опеки?

Если на территории вашего района есть дома ребенка, детские дома и школы-интернаты, то сведения о всех детях-сиротах, находящихся там, в обязательном порядке передаются в ООП по месту вашего жительства, и вы можете начать поиск именно там. Но если на территории вашего района нет соответствующих детских учреждений или вы по каким-то причинам не хотели бы подбирать ребенка из своего района, это совсем не значит, что у вас нет альтернативы. Согласно п. 10 Правил передачи детей на усыновление и п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» при наличии заключения о возможности быть усыновителем вы имеете право обратиться к любому ООП и/или региональному оператору банка данных на территории РФ напрямую, минуя ООП по вашему месту жительства.

— Мы обратились к специалисту ООП по месту нахождения ребенка, а она отказалась нас принять, объяснив, что все направления теперь дают только через региональный банк данных…

Как говорилось выше, независимо от факта передачи сведений о детях в региональный банк данных, орган опеки обязан предоставлять кандидатам информацию о детях на территории соответствующего района и выдавать направление для посещения. Эта обязанность закреплена в п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства № 275 , а также в п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» , который гласит:

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Действительно, банк данных создавался не с целью освободить районные ООП от выполнениях их обязанностей, а чтобы расширить круг поиска кандидатов. Первичной инстанцией, где хранится дело ребенка, остается ООП по месту нахождения ребенка, которые обязаны продолжать поиски семьи для ребенка и оказывать услуги по подбору ребенка всем обратившимся кандидатам. О выдаче направления на ребенка или передаче его в семью орган опеки извещает оператора банка данных стандартным извещением, и наоборот.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Если обратиться к оператору банка данных (чтобы просто не спорить с ООП) неудобно или невозможно, то необходимо сделать несколько копий заключения и документов, на основании которых оно было выдано (это можно сделать в любом почтовом отделении РФ, а оригиналы всегда остаются с кандидатом!), и подать в ООП на личном приеме вместе с заявлением с просьбой «в соответствии с п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ № 275 в кратчайшие сроки предоставить мне информацию о состоянии здоровья и статусе на различные формы семейного устройства воспитанника ___(номер детского учреждения)___ и выдать направление на его посещение». Формулировка может быть любая, главное дать ссылку на пункт Правил и по смыслу потребовать именно подобной информации и выдачи направления. Для верности второй такой же пакет документов после визита в ООП необходимо переслать по почте заказным письмом, а почтовую квитанцию сохранить.

Внимание! Устные беседы, устные отказы и любые другие устные сообщения не имеют никакого правового значения и не могут быть основанием для обжалования действий ООП в прокуратуру или суд. Поэтому всегда старайтесь оставить грамотный письменный «след», который, в свою очередь, заставит ООП рассмотреть ваш запрос в официальном порядке. Как только ваше дело переходит в это официальное русло, процент отказов (но уже письменных, а не устных) начинает стремительно стремиться к нулю — проверено практикой! Не бойтесь испортить отношения: вам не нужна «дружба» с ООП, которая не дает результатов, а вот вежливое, но твердое настаивание на своем привносит в ваше общение с чиновником не вражду, а внимание к вашим запросам — и это тоже проверено практикой! Смелее напоминайте сотрудникам ООП о нормах закона, просите их прокомментировать, цитируйте: вы удивитесь, как часто именно кандидат становится источником знаний для лиц, которые по логике должны были владеть ими в силу должностных обязанностей.

— Как быстро оператор банка данных предоставляет сведения о детях?

После получения заявления кандидата о подборе ребенка оператор банка данных в течение 10 дней обязан предоставить анкеты детей, соответствующих пожеланиям кандидата. Если желаемого ребёнка найти не удается, кандидат оставляет заявление о поиске, а оператор обязан каждый месяц информировать кандидата о наличии (отсутствии) в банке данных информации о требуемом ребенке, а также знакомить кандидата с вновь поступившими анкетами детей.

— Что делать, если оператор банка данных фактически отказывается работать с кандидатом?

Прежде всего, ваше общение с оператором банка данных должно строиться исключительно в рамках и по правилам, предписанным Правилами ведения государственного банка данных, а именно пп. 14-17 Правил. Для начала поиска ребенка вам необходимо подать только три документа: заявление и анкету (которые вы заполняете на приеме у оператора, формы их приводятся в Приказе Минобразования № 2750 ) и заключение о возможности быть усыновителем (желательно, копию), и с этого момента у оператора есть только 10 дней, чтобы ответить вам по существу: выдать направление на посещение ребенка или мотивированный письменный отказ, причины которого, кстати, ограничены Правилами. Если оператор начинает придираться к вашим документам, требовать какие-то дополнительные документы или устно сообщает, что «детей у нас нет», вспомните, пожалуйста, что:

Внимание! Устные беседы, устные отказы и любые другие устные сообщения не имеют никакого правового значения и не могут быть основанием для обжалования действий оператора банка данных в прокуратуру или суд.

И поэтому обязательно оставляйте пакет документов, предусмотренный именно Правилами (а не больше), и требуйте письменного ответа в установленные законом сроки! Смелее напоминайте оператору о нормах закона, просите их прокомментировать, цитируйте: вы удивитесь, как часто именно кандидат оказывается источником знаний для лиц, которые по логике должны были владеть ими в силу должностных обязанностей.

— Я получила направление и пришла в дом ребенка, но главврач (юрист, психолог и пр.) фактически саботирует мои встречи с ребенком, мотивируя то неудобным расписанием, то карантином, то еще какими-то явно надуманными причинами…

Увы, такие случаи имеют место и являются грубым несоблюдением установленных пп. 11 и 12 Правил передачи детей на усыновление и Приказом Минздрава РФ № 369 обязанностей руководителя учреждения (или лица, исполняющего его обязанности) по отношению к кандидату в усыновители, а именно:

· предоставить кандидатам полную информацию о ребенке, показать личное дело, рассказать о состоянии здоровья и особенностях развития на настоящий момент,

· разъяснять кандидатам их право на независимую экспертизу в медицинских учреждениях по вопросам, связанным с освидетельствованием состояния здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью (независимое медицинское освидетельствование осуществлять при участии медицинского работника учреждения), и

· обеспечить кандидатам возможность посещать ребенка в часы, установленные распорядком дня данного учреждения.

Обратите внимание, что согласно п. 11 Правил передачи детей на усыновление кандидаты не только имеют право, но и обязаны наладить личный контакт с ребенком и знакомиться с его медицинской картой. При возникновении таких препятствий необходимо направить письменную жалобу (со ссылкой на нормы закона и описанием фактов) в ООП по месту нахождения учреждения с копией в адрес районного прокурора и руководителя самого учреждения.

— Что такое «статус ребенка на семейное устройство»? Где его можно уточнить?

Статус на семейное устройство — это способность данного ребенка быть переданным на усыновление, или под опеку, или в приемную семью. Способность эта обусловлена исключительно ситуацией с биородителями ребенка, а не национальностью, возрастом, состоянием здоровья или другими особенностями самого ребенка. Легче всего показать разницу в статусе на различные формы семейного устройства в виде таблицы, и как вы увидите, требования к передаче в приемную семью и опеку самые низкие, так что практически любой ребенок, оказавшийся в системе органов государственного воспитания, может быть передан на воспитание в приемную семью или под опеку.

Обратите внимание, что вопросами статуса ребенка заведует ООП или оператор банка данных, обсуждать их с администрацией учреждения просто бессмысленно с правовой точки зрения, поскольку первичное дело ребенка и его анкета хранятся именно и только в ООП и у оператора банка данных. Более того, даже если ООП или оператор банка данных сообщают вам о «проблемах со статусом», вы, как кандидат, имеете право изучить документы самостоятельно и в дальнейшем самостоятельно же оценить значительность этих проблем (не без помощи независимого юриста, если необходимо).

Постоянная ссылка на это сообщение: https://domdetstva-1.ru/usynovitelyam/pomoshh-kandidatu-v-usynoviteli/

Яндекс.Метрика